|
|
МиГ 301 / 321
В период 1975-1989 гг. в КБ МиГ под руководством Н.З.Матюка велась разработка гиперзвукового самолета на углеводородном топливе.
О роли гиперзвукового перехватчика в условиях отсутствия гиперзвукового противника в конце восьмидесятых – начале девяностых годов говорить рано, США не вели широкомасштабных работ в этой сфере. Более того, создание перехватчика с таким диапазоном скоростей наталкивалось на ряд попутных проблем, к примеру необходимости создания соответствующего оружия "воздух-воздух".
Очевидно основным назначением проекта 301 / 321 являлась борьба с авианесущими ударными группировками, то есть создание самолёта способного заменить Ту-22М3, а также разведка. Очевидно, что принятие на вооружение подобной машины не планировалось до конца века, поскольку высоким приоритетом обладал проект КБ Сухого с аналогичным назначением - бомбардировщик «изделие 54С». Сама собой напрашивается аналогия противостояния Т-4 и Ту-22М в семидесятых годах, которое закончилось победой здорового прагматизма над инновацией. Стоимость Ту-22М в ценах 1970 года составляла 10 млн.руб, тогда как для Т-4 в аналогичных условиях не менее 20 млн.руб в основном благодаря титановой конструкции, при этом прорыв ПВО на большой скорости и высоте был на тот момент уже не так безопасен в сравнении с низковысотым прорывом. Дабы не повторять прошлых ошибок фирмы Сухого, на ниве достижения высоких лётно-технических характеристик любой ценой, Микояновцы сделали упор на уже освоенные в шестидесятых годах технологии стальных самолётов. Увеличение скорости полёта вдвое, по сравнению с Ту-22М3, до 2300 км/ч х 2 = 4600 км/ч, вынуждает конструкторов находить новые решения для охлаждения конструкции. Как видно из приведённой ниже таблицы, на таких скоростях повышение температуры достигает 1441 К.
Как известно, до М=5 можно обойтись "пассивным охлаждением", то есть размещением топливных баков в особо проблемных местах конструкции. Предположительно планер новой машины на 50 - 60% состоял из титана, остальное - сталь. Само собой в качестве серийного завода под такой проект однозначно был выбран нижегородский "Сокол", успешно производивший высокоскоростные самолёты МиГ-25 и МиГ-31 с середины шестидесятых годов. Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования гиперзвукового ракетоносца, вероятно, строился на базе БРЛС Ш141 «Хищник» (по другим данным «Купол»), которой сейчас в несколько урезанном виде оснащён фронтовой бомбардировщик Су-34. В девяностых годах она была разработана для бомбардировщика изд.54С и имела следующие характеристики: Пассивная фазированная антенная решётка сантиметрового диапазона, импульсной мощностью 14 кВт, площадь антенны 1.05 м2 (1.4 х 0.94 м), зона обзора по азимуту 120 градусов, вес антенны 150 кг, дальность обнаружения надводного корабля 3000 м2 – 150 км, моста – 160 км, группы танков – 70 км, истребителя пятого поколения – 70 км, четвёртого поколения 104 – 155 км. Вес БРЭО в «облегчённом» для Су-34 виде - 4500 кг. В полноценном виде, корме прочего, присутствовали антенны бокового обзора, вес БРЭО мог достигать 7000 - 9000 кг.
Типовая нагрузка ударного варианта 4 ПКР Яхонт, 4 х 2500 кг = 10000
кг, плюс АКУ 4 х 500 кг = 2000 кг, итого 12000 кг. Дальность полёта
не менее 9000 км. Радиус действия 3000 км.
длина 40.0 м размах 13.2 м / 29.6 м высота 7.13 м
максимальная скорость 5300 км/ч крейсерская скорость 4250 км/ч (М=4) на высоте 25-27 км практический потолок 37000 м дальность максимальная 7000 - 9000 км
В Пермском КБ для этого самолёта разрабатывался инновационный турбопрямоточный двигатель Д-102 с авторотирующим вентилятором.
Форсажная тяга
30000 кгс
3.2.3. НИР «Максимум». Это даже несколько большее,
чем проект самолета. По сути это программа работ по созданию семейства
гиперзвуковых самолетов различного назначения на углеводородном топливе,
а так же соответствующего оружия и инфраструктуры. Работы по программе
в ОКБ возглавлял Матюк Н.З.
|
25.05.2013
|
22 декабря 2004 года |