Алексей Коновалов
ПРОЕКТ 935
Параллельно с разработкой РПКСН проекта 955 в ЦКБ МТ «Рубин» в
середине 80-х гг. под обозначением проект 935 «Борей-2» под
руководством Генерального Конструктора С.Н Ковалева велись работы
над его модификацией, предназначенной для несения 12 БРПЛ комплекса
Д-35. Техническое предложение на этот комплекс разрабатывалось в ГРЦ
им. В.П.Макеева в 1986-1987 гг. согласно заданию ВМФ. Ракета со
стартовым весом порядка 20-30 тонн и моноблочной боевой частью
прорабатывалась в двух вариантах: твердотопливном и жидкостном,
однако, ее проект не получил поддержки и был закрыт. 27 июля 1989
года решением заместителя Главнокомандующего ВМФ СССР была закрыта и
сама тема «Борей-2», ожидавшая рассмотрения ее технического проекта
соответствующими комиссиями. Изначально на промежуток времени между
1990 и 2000 гг. на СМП в Северодвинске планировалась постройка в
общей сложности трех единиц проектов 935 и 955.
Подводная лодка длиной порядка 150 м и шириной менее 15 м
должна была иметь двухкорпусную архитектуру со сравнительно большим
запасом плавучести. В отличие от предыдущих проектов РПКСН, ракетные
шахты, находящиеся за ограждением выдвижных устройств, были удачно
интегрированы в обводы корпуса с плавными переходами от круглого
легкого корпуса к минимально выступающей за его пределы проницаемой
надстройке. В носовой части корпуса находилась сферическая антенна
ГАК «Иртыш-Амфора». Еще 4 относительно малогабаритных антенны
комплекса были размещены вдоль корпуса. 8 торпедных аппаратов,
предположительно, калибра 533 мм, располагались по бортам в носовой
части лодки под углом к ее диаметральной плоскости. Ограждение
выдвижных устройств имело крыловидный профиль с рубочными
горизонтальными рулями и ставшую типичной для ракетных АПЛ ЦКБ МТ
«Рубин» переднюю кромку обратной стреловидности. Всплывающая
спасательная камера находилась непосредственно за ракетными шахтами
и была слегка сдвинута в сторону относительно диаметральной
плоскости субмарины.. Водозаборные устройства бортовой системы
охлаждения отличались характерной формой, напоминающей плавник и
были значительно крупнее подобных устройств на всех других советских
АПЛ. Другой особенностью проекта было его трехлистное хвостовое
оперение, выполненное в форме перевернутой буквы „Y“. За счет этого,
лодка должна была обладать уменьшенной осадкой, несмотря на
относительно большой диаметр корпуса. В целом, проект 935
характеризуют плавные обводы, почти идеальные с точки зрения
гидродинамики.
|
08.07.2010




 |