|
|
Многоцелевой истребитель J-10.
Производитель: САС (Чэнду) Первый полет: 1998 Начало поставок: 2003
Одноместный сверхзвуковой истребитель четвертого поколения с одним ТРДДФ АЛ-31ФН тягой 12500 кгс (в перспективе — WS-10A «Тайхан»), наиболее совершенный истребитель китайской разработки. Проектирование начато в середине 80-х гг. и интенсифицировалось после 1987 г., когда Китаем была получена документация по замороженному проекту израильского истребителя «Лави». При разработке новой китайской РЛС для перспективного истребителя, вероятно, был использован научно-технический задел, переданный КНР российской корпорацией «Фазотрон-НИИР» вместе с опытными комплектами РЛС «Жемчуг». Следующим важным шагом на пути успешного осуществления программы стало достижение в середине 90-х гг. соглашения с Россией о поставках двигателей АЛ-31ФН для комплектации опытных экземпляров J-10. Девять таких двигателей было поставлено в 1997 г. ОАО «Люлька-Сатурн». Прототип J-10 успешно совершил свой первый полет 22 марта 1998 г. К 2000 г. завод в Чэнду изготовил семь опытных экземпляров истребителя, два из которых поступили на испытания в Летно-испытательный центр CFTE в Яньляне. Для комплектования предсерийных и первых серийных самолетов российскому ММПП «Салют» в 2001 г. было заказано 54 серийных двигателя АЛ-31ФН, которые были поставлены к 2004 г. Предсерийный J-10 поднялся в воздух 28 июня 2002 г., а спустя девять месяцев, в марте 2003 г., первые шесть J-10 поступили в Летно-испытательный и тренировочный центр ВВС НОАК в Цанчжоу для проведения войсковых испытаний и освоения личным составом ВВС. Наконец, в августе 2004 г. на авиабазе ВВС НОАК в Мэнцзы был сформирован первый истребительный авиаполк, на вооружение которого начали поступать серийные J-10. В июле 2005 г. ММПП «Салют» был выдан заказ еще на 100 двигателей АЛ-31ФН, поставки которых завершились к 2007 г. В ноябре 2006 г. в Китае официально объявлено, что первые подразделения ВВС НОАК, укомплектованные истребителями J-10, достигли начальной боевой готовности, и проект был наконец рассекречен: по центральным телеканалам КНР продемонстрировали видеорепортажи, запечатлевшие полеты новых истребителей, в т.ч. применение ими оружия, дозаправку в воздухе и т.п. Публичный дебют самолетов J-10 намечен на нынешнюю выставку «Эршоу Чайна 2008» в Чжухае. Одновременно с развитием серийного производства, ведутся работы по дальнейшему совершенствованию J-10 в направлении модернизации его бортового оборудования, расширения номенклатуры вооружения и оснащения двигателем WS-10A отечественного производства. На сегодня на вооружение ВВС НОАК уже передано от 80 до 100 истребителей J-10, которыми укомплектовано три истребительных авиаполка. Наряду с одноместными машинами в состав этих частей входят двухместные учебно-боевые самолеты J-10S («спарка» разрабатывалась с 2000 г., первый полет выполнен 26 декабря 2003 г., испытания завершены в 2005 г.). Предполагается, что всего ВВС Китая получат около 300 истребителей J-10. В 2007 г. стало также известно, что заказ на 36 - 40 самолетов FC-20 (экспортный вариант J-10) в ближайшее время планируют разместить ВВС Пакистана.
"Взлёт" №11, 2008 год.
--------
Jian-10 (J-10) - истребитель построенный Корпорацией Авиационной промышленности Чэнду (CAC). Разработка J-10 началась в 1984, в 1993 году была готова продувочная модель, к поставкам в Воздушные силы приступили в 2002. Машина будет изготавливаться в двух вариантах: одноместный истребитель J-10А и двухместный учебно-боевой J-10B, возможно на него будут возложены и ударные задачи. Начало работ над проектом J-10 было положено в начале восьмидесятых годов, машина должна была противостоять новейшим русским истребителям МиГ-29 и Су-27. Развал Советского Союза и изменение геополитической обстановки привели к переработке проекта в многоцелевой, способного заменить стареющие J-6 и J-7, которые являлись основой Китайских ВВС. J-10 являет собой развитие израильского истребителя "Lavi", который в свою очередь базировался на проекте F-16. Тема "Lavi" была приостановлена в 1987 году. Первоначально китайские специалисты планировали оснастить самолет западными двигателем и авионикой. Но после наложения эмбарго на поставки в 1989 году, Китай переориентировался на Российское оборудование. Переделка хвостовой части машины под АЛ-31Ф привела к задержке проекта. Машина была построена в 1996 году, но первый полет был совершен лишь два года спустя в 1998. В 1999 при проведении летных испытаний был потерян второй летный экземпляр, пилот погиб. К 2000 году было построено шесть машин и еще три до 2002 года. К концу 2000 года J-10 налетали 140 часов. Двухместный, учебно-боевой вариант совершил первый полет в 2003 году. Тогда же были развернуты первые 10 самолетов для обучения и эксплуатационной оценки. Предполагается, что будет построено от 100 до 300 истребителей. В качестве бортовой РЛС Российская сторона предлагает изделие фирмы "Фазатрон" - "Жемчуг". БРЛС "Жемчуг" была разработана в сотрудничестве с Китаем для проектов J-10 и FC-1 и представляет из себя версию станции "Жук-М". Она существенно легче чем "Жук", только 180 кг, с равными или лучшими возможностями. Сопровождает до 20 целей и может одновременно атаковать до четырех.
Диапазон обнаружения: 80 км, сопровождения - 60 км.
Технические характеристики J-10.
Размах крыла 8.78 м Длина 14.57 м Высота 4.78 м Площадь крыла 33.1 кв.м Площадь ПГО 5.45 кв.м
Вес максимальный 18500 кг Вес пустого 9750 кг Вес топлива 4500 кг Вес нагрузки 4250 кг Двигатель АЛ-31ФН 1 * 12500 кгс
WS-10A с УВТ 1 * 15000 кгс (?)
Максимальная скорость M 2.2 Крейсерская скорость дозвуковая Практический потолок 18.000 м. Радиус действия 463 - 555 км Дальность перегоночная 1850 км
Разбег
350 м
Ход программы разработки самолета J-10.
Техническое задание на этот истребитель было разработано в начале 1980-х
годов при участии корпорации САС (отделение корпорации «Чэнду эркрафт
индастри») и 611-го авиационного конструкторского бюро. Однако первоначально
предъявлявшиеся к J-10 требования позже были полностью пересмотрены.
Вследствие этого в 1988 году была принята программа, предусматривающая
создание многоцелевого боевого самолета средних габаритов с использованием
самых современных технологий. Эта машина должна была составить конкуренцию
западным образцам подобного типа и прийти на смену J-6, J-7 и Q-5.
Статья из журнала "Авиасалоны мира" № 6 (19) 2002 Дмитрий РЕГЕНТОВ
О том, что Китай разрабатывает истребитель 4-го поколения, было известно давно, но естественно, известно скорее по слухам, чем из достоверных публикаций. Официально об этом ничего не сообщалось, поскольку в КНР до сих пор действуют те же принципы в отношении военной техники, которые существовали в СССР. В Интернете появлялись изредка разные фотографии, сделанные, видимо, местными фанами, но за их достоверность поручиться было невозможно. Открыть завесу государственной тайны Пекин пообещал на авиасалоне в Чжухае в ноябре 2002 г., но он прошел в неудачное время. В Пекине открывался съезд китайской компартии, на котором должны были объявить об обновлении высшего руководства страны и определить перспективы развития Китая в новых условиях. Поэтому любое происшествие или инцидент, тем более на международном форуме, могли испортить тот торжественный настрой, который создавался массированными публикациями в прессе и репортажами телекомпаний. В связи с этим наряду с жесточайшими мерами безопасности по всей стране, на авиасалоне были отменены все демонстрационные полеты и сокращено количество натурных образцов авиационной техники. Попал под сокращение и «Цзян-10» (в отличии от Европы где принято обозначать истребители латинской буквой «F», китайские истребители обозначаются латинской буквой «J», первой буквы от китайского слова «истребитель», поэтому в тексте будут присутствовать оба обозначения — «Цзян-10» и J-10. — Ред. ), реально летающий образец которого должен был продемонстрировать всему миру, как далеко шагнула авиационная промышленность коммунистического Китая. Но, как утверждает китайская мудрость — «Чаяния у людей, деяния у Неба». История, и без того напоминавшая детективный роман времен «холодной войны», получила новый виток. Впрочем, внимательному и эрудированному аналитику информации и так было достаточно, благодаря серьезной озабоченности Тайваня. На острове внимательно отслеживали континентальную прессу и печатали массу интересных материалов на тему. Вот только китайской грамоте практически никто из европейских журналистов не обучен, а потому многие авиационные журналы печатали лишь переведенные самими китайцами на английский язык отрывки. «Авиасалоны мира», пожалуй, первыми готовы ознакомить читателей с историей J-10, в которой тесно переплелись политика и техника, разведка и контрразведка, предательство и инженерные достижения. Почему же именно появления «Цзян-10» так ожидали авиационные специалисты, съехавшиеся в Чжухай со всего мира?
Израильский след
31 декабря 1986 г. на летной базе израильской авиастроительной компании IAI состоялся первый полет прототипа двухместного истребителя «Лави», которому пророчили перспективу стать массовым самолетом ВВС Израиля. За первым полетом последовали другие, через год на крыло встал второй прототип, но 30 августа 1987 г. кабинет министров Израиля, проголосовав 12 голосами «за» и 11 «против» прекратил программу. В качестве причин назывались финансовые затруднения, но посвященные понимали, что «Лави» принесли в жертву США. Американские корпорации, производившие истребители F-16 и F/A-18, почувствовали в новичке потенциальную угрозу своим интересам на международном рынке оружия. Понимая ценность полученных при создании «Лави» технических решений, израильтяне стали искать зарубежного партнера, в кооперации с которым они могли бы реализовать задел. Взвесив все «за» и «против», правительство Израиля выходит с предложением к Китаю. Выбор был не случаен. Сотрудничество Китая и Израиля в военно-технической области, начавшееся с небольших контрактов в начале 80-х годов, уже через пять лет выросло настолько, что позволило Израилю официальным путем налаживать прямые военные контакты с Китаем. Рост сотрудничества шел таким темпом, что уже в 1984 г. Израиль был готов открыть официальное представительство IAI в Пекине. Китай не имел в то время собственного проекта перспективного боевого самолета. В начале 80-х, наводя порядок в военном секторе НИОКР, дезорганизованном неразберихой «культурной революции», Министерство Обороны (МО) и Центральный Военный Комитет (ЦБК) к середине 80-х годов, прекратили разработку истребителей «Цзян-9» и «Цзян-13». Оба проекта по заключению экспертов, еще находясь в разработке, безнадежно устарели. Прекрасно представляя, что имеющийся авиационный парк не соответствует современным требованиям, а также учитывая состояние национальной авиационной школы, еще не оправившейся после всевластия хунвейбинов и не способной самостоятельно осуществить разработку современного истребителя, правительство КНР решает заимствовать технологии за рубежом. Сделать это предполагалось путем приобретения лицензий или пиратского копирования. Рассматривая рынок вооружений Китая как жизненно важный для оборонной промышленности Израиля, Тель-Авив идет на подписание секретного соглашения о сотрудничестве в области создания для КНР нового истребителя, за основу которого берется истребитель проекта «Лави».
Начало и ход проекта
В сентябре 1988 г. концепция нового истребителя утверждается на совместном заседании ЦК КПК, Министерства авиации, научно технического комитета МО КНР (НТК МО). В октябре того же года первичная документация, полученная от израильской стороны, передается на исследование в 611 НИИ и 601 НИИ (в ряде источников — только 601 НИИ), которые в течение двух лет изучают израильские чертежи и анализируют аналогичные проектов ведущих авиационных фирм мира. На данном этапе проект получает свое первое название — «Проект 8810» или кратко — «Проект № 10». Первоначально разработка проекта нового истребителя была возложена на авиастроительную компанию в Сиане (провинция Шэньси). Но в силу того, что та получила заказ на разработку истребителя-бомбардировщика FBC-1 «Фэйбао» («Летающий леопард»), в 1991 г. право участия в проекте добились Шэньянская авиастроительная компания «Шэнфэй»(провинция Ляонин) и авиастроительная компания «Чэнфей» из города Чэнду (провинция Сычуань). Однако вскоре руководители проекта, принимая во внимание то, что «Шэнфэй» загружен модернизацией парка самолетов J-81, полностью передает права по проекту компании «Чэнфэй», в состав которой входит один из ведущих НИИ по разработке боевых самолетов - 601 НИИ. Почему решение было принято именно в пользу компании «Чэнфэй»? В 1980 г. решением Госсовета, ЦБК и НТК МО КНР научно исследовательский институт № 601 в городе Чэнду определяется в качестве генерального разработчика проекта истребителя J-7III. Коллектив блестяще справился с задачей, поэтому и в этот раз выбор пал именно на компанию из Чэнду. По решению ЦБК к проекту привлекается ряд ведущих НИИ. В список были включены ведущие НИИ авиапромышленности Китая: 606 НИИ (авиационные двигатели), 607 НИИ (разработчик БРЛС) и ряд других НИИ. «Проекту 8810» присваивается высший уровень секретности. О значении, которое руководство придавало и придает проекту, говорит то, что еще на 2002 г. надзор над режимом осуществляли Министерство Государственной Безопасности, Министерство Общественной Безопасности, Управление Оборонной промышленности МО КНР, собственные службы безопасности компаний-участниц проекта. В 1989 г. происходит значительное событие в авиапромышленности Китая. В городе Сиань (провинция Шаньси) создается Институт летных испытаний, который сыграет решающую роль в летных испытаниях по «Проекту № 10». В конце 1990 г. - начале 1991 г. на «Чэнфэй» строится опытный образец самолета «8810». К этому времени 606 НИИ и 607 НИИ заканчивают постройку двигателя и бортовой РЛС. Еще ранее, в конце 1989 г., на базе НИИ авиационного вооружения, специализирующемся на ракетном вооружении класса «воздух - воздух», проводятся успешные пуски скопированной итальянской ракеты «Аспид». На фоне разгорающегося геополитического скандала между США и Израилем, в 1992 г. (по некоторым источникам, в конце 1993 г.) завершается строительство прототипа истребителя. Внешне он напоминал «Лави». Это была одноместная машина с двигателем WP13C, со штатной системой спасения китайской разработки, с авионикой и РЛС израильской разработки. Но не смотря на то, что в ходе испытательных полетов заявленные технические характеристики были достигнуты, военные все же остались недовольны полученными результатами, что потребовало основательной корректировки проекта. В 1994 г., когда полным ходом шла доработка проекта с учетом требований китайских военных, на геополитической арене вновь разгорается интрига, связанная с «Проектом № 10». По получении в 1994 г. информации о возможной продаже Россией Индии партии истребителей Су-27 с БРЛС Н-101, Китай заявляет протест России, так как по своим характеристикам она превосходит уже закупленные Китаем российские БРЛС «Жук». Ответной реакцией Китая на эту сделку стало обращение с запросом к партнеру по совместному проекту - Израилю. Свое предложение о приобретении БРЛС EL/M 2035 для установки на «Цзян-10» израильская сторона сопроводила опционом на установку системы управления вооружением. Как утверждала израильская сторона при обосновании опциона, при оснащении самолета этими системами и ракетами израильского производства, истребитель станет сильнейшим в своем виде. В первой половине 1994 г. происходит первый успешный испытательный полет прототипа истребителя, отработанного с учетом требований военных. Сборка этого прототипа осуществлялась на 132 авиастроительном заводе. Впоследствии на этом заводе собирались все образцы истребителя. После удачного полета «Проект № 10» получает символическое прозвище «Цзяньбин» («Дозорный»). Примерно в октябре 1994 г. в гонконговском журнале «Гуан цзяоцзин» появляются первые реальные изображения «Проекта № 10». В журнале были опубликованы схематический рисунок контуров и трехмерное изображение, восстановленное с помощью компьютера на основании фото спутника-шпиона, принадлежащего ЦРУ и заснявшего новый самолет на взлете. Мировое сообщество вяло отнеслось к новости, и, в первую очередь, в силу того, что не восприняло это сообщение серьезно... Лишь в середине 1995 г. в западных СМИ промелькнуло маленькое сообщение об официальной передаче Израилем документации на «Лави» Китаю. Видимо, стороны, рассмотрев результаты совместной работы, приняли удовлетворяющее их решение о завершении сотрудничества в связи с достижением конечной цели. С этого момента, можно сказать, «Проект № 10» начал свою самостоятельную жизнь.
РАЗВИТИЕ ИНТРИГИ
В задачи проекта по созданию китайского истребителя четвертого поколения вносятся некоторые корректировки в сторону перехода от заимствования к разработке и производству систем и оборудования, способных заменить импортные комплектующие. Исходя из положений новой военной доктрины Китая, военные, со своей стороны, вновь меняют требования к ЛТХ самолета. В 601 НИИ, следуя предъявленным военными требованиям, осуществляют доработку проекта. Увеличиваются размеры машины, перекомпоновывается кабина в сторону увеличения ее объема. Благодаря применению новых подходов повышается прочность конструкции. За счет увеличения площади крыла улучшается управляемость на малых и средних высотах. Для наращивания времени барражирования увеличиваются объемы топливных баков. Меняется хвостовая часть, увеличивается количество точек подвески. Истребитель в таком варианте стал тяжелее, поэтому встал вопрос о более мощном двигателе. После утверждения комиссией основных характеристик прототипа, в «Чэнфэй» приступили к строительству опытного образца для летных испытаний. Одновременно с этим развернули работы по созданию комплекса БРЭО. В феврале того же года в компании «Чанхун», известной своими разработками в области электроники, завершается разработка бортовой РЛС SSR12B, способной одновременно сопровождать до 18 целей и выбирать для атаки восемь наиболее опасных из них. В августе 1996 г. группой НИИ завершается создание бортового вычислительного комплекса на основе высокоскоростной цифровой передачи данных по двум каналам. В целом, с 1992 по 1996 гг., в рамках «Проекта № 10», последовательно разрабатываются: новый состав цветового покрытия поверхности, новая система спасения летчика, новая парашютная тормозная система, РЛС заднего обзора, новый тип радиостанции, система спутниковой связи и навигации и другое оборудование. В середине 1996 г. истребитель, построенный по новому проекту, со штатной бортовой аппаратурой совершает свой первый пробный полет. Ему присваивается номер 8810-01, а через полгода завершается строительство прототипа №8810-02, в конструкцию которого внесен ряд изменений. В частности, вновь перекомпоновали кабину, изменили угол скоса боковых кромок ковшового воздухозаборника, для снижения радиолокационной заметности воздухоподводяшему каналу придана S—образная форма. На третье опытной машине (№8810-03) установили новые, разработанные в Китае, систему управления вооружением, катапультное кресло класса «0-0» и систему обработки информации. Переоборудованию подвергли также и образец под номером «01». По мере поступления элементов нового БРЭО, самолет проходил дооснащение. 12 марта 1997 г. состоялся его пробный полет с новым «бортом». Пилотировал самолет летчик-испытатель старший полковник Хуан Бинсинь (Huang Bingxin). В середине 1997 г. происходит событие, оказавшее негативное воздействие на ход «Проекта 8810». Один из инженеров, работавший в группе проектов, неожиданно исчезает. Как потом выяснилось, получив возможность выехать за рубеж, он принял решение остаться там. Решившись на такой шаг, он прихватил с собой некоторые материалы, имеющие важное значение для понимания сути изменений, которым подвергся изначальный проект «Лави». Инженер обращается за защитой к ЦРУ при условии обмена имеющейся у него информации по проекту на американское гражданство. Но при передаче материалов, обнаруживается, что часть особо ценных материалов исчезла. Ему предлагается по памяти восстановить часть пропавших материалов. Но он погибает через неделю в автомобильной катастрофе при довольно странных обстоятельствах. Этот предательство стал вторым случаем нарушения режима повышенной секретности с момента начала проекта, когда информация открывалась непосредственным участником проекта. Первый случай случился ранее, где-то в 1995-1996 гг. Проработав в проекте с самого первого дня, один из инженеров, сменив уже место работы, поместил в интернете ряд статей, содержащих секретную информацию по программе «8810». В результате разбирательства соответствующими компетентными органами был подтвержден факт раскрытия секретной информации, и нарушителя осудили на несколько лет тюрьмы (довольно мягкий по китайским меркам приговор). В конце 1997 г. во время испытательного полета терпит катастрофу образец с бортовым номером «02». Полеты приостанавливаются и на выяснение причин катастрофы бросают все силы. На летном испытательском полигоне Института и 611 НИИ проводится комплексное изучение обломков. В некоторых западных и тайваньских источниках утверждалось, что на этом этапе китайская сторона обратилась за помощью к российским специалистам, с помощью которых и разобрались в произошедшем. Очевидно, что изменения немедленно были внесены в проект, так как уже весной 1998 г. на образце «03» появился новый тип двигателя и видоизменилось хвостовое оперение. В середине 1998 г. на этом самолете был преодолен звуковой барьер. Этот испытательный полет длился свыше 40 мин. Таким образом, Китай стал первым государством в Азии, самостоятельно создавшим боевой самолет четвертого поколения со сверхзвуковой скоростью. В марте 1998 г. 614 НИИ в рамках программы разработки импортозамещающих технологий получает задание на разработку новой силовой установки и модернизации импортного ТРДД с использованием некоторых китайских технологий. Планировалось, что новый или модернизированный двигатель будет использоваться в проекте создания нового варианта истребителя, «особо важного проекта». Важность задания была подчеркнута визитом совместной делегации руководства AVIC—1 и экспертов из Главного управления по вооружению НОАК и ВВС. Задание было выполнено за четыре года. К маю 2002 г. НИИ представил образец для стендовых испытаний, в ходе которых были подтверждены заявленные технические характеристики двигателя. К осени 1998 г., после двух лет интенсивных испытаний, завершается первый этап программы полетных испытаний. На церемонии, посвященной завершению первого этапа, на которой присутствовал Генеральный секретарь ЦК КПК Цзян Цземин (Jiang Jieming), были выставлены образцы «03» по «06». Самолет с бортовым номером «04» совершил показательный полет с демонстрацией ряда фигур высшего пилотажа. Весной 1999 г. самолеты «05», «06», и последовавшие за ними «07», «08» отправляются на полигон Института летных испытаний в Сиане, для проведения второго этапа испытаний. Его основной задачей было проведение практических стрельб и оценка работы системы управления вооружением. Предметом испытаний стала новая система БРЭО, интегрированная с новым шлемом пилота, которая позволяла вести огонь по наземным и морским целям, вести воздушный бой на всех скоростных режимах, осуществлять управление всеми типами авиационных средств поражения. Новый «борт» позволял вести бой в условиях интенсивного радиоэлектронного противодействия противника. В мае 1999 г. вновь в истории проекта возникает детективная интрига. В Интернете появляется статья, которая привлекает внимание сотрудника секретного отдела Научно-технического университета электроники провинции Сычуань. Ознакомившись с ней, он немедленно связывается с соответствующими контролирующими органами — городским управлением государственной безопасности, специальным отделом управления общественной безопасности провинции, научно-техническим отделом руководства провинции. После ознакомления со статьей, было сделано заключение о нарушении режима секретности по «Проекту 8810». Немедленно были предприняты соответствующие меры. К оперативно-розыскным мероприятиям подключается специальное подразделение Управления общественной безопасности провинции и Управление государственной безопасности провинции. Поиск источника информации велся по двум направлениям: по местам размещения статьи в Интернете и «отработкой» персонала проектных отделов. К работе созданной специальной группы постепенно подключались спецслужбы тех городов, куда уводили следы публикации, — Шанхая, Шэньяна и Шэньчжэня. 11 июня, через 21 день, человек, нарушивший режим секретности проекта, был задержан и арестован. После следствия по решению суда он подвергся наказанию — его приговорили к восьми месяцам заключения в лагерях по трудовому перевоспитанию. Опять-таки, неслыханно мягкий приговор, рассчитанный скорее на западные СМИ, нежели на устрашение собственных вольтерьянцев В начале 2000 г. завершается второй этап летных испытаний, и комиссия утверждает основной образец. Практически одновременно руководством проекта принимается решение о создании опытной летной группы. Это решение позволило уже к середине года закончить организационную работу и начать сборку малой партии истребителя утвержденного образца для комплектации этой группы. В 2000 г. приборный завод в Цзянхуай, входящий в состав AVIC—1, в рамках «Проекта № 10», получает заказ на разработку новой системы спасения летчика. Завод за 40 лет своего существования проделал значительный путь от простого копирования до самостоятельных ОКР в области катапультируемых кресел и обеспечения безопасности пилотов. Накопленный опыт позволил в кратчайшие сроки разработать и сдать на государственные испытания такую систему. 2001 г. для «Проекта №10» характеризовался как «... решающий, ключевой для создания истребителя». На некоторых предприятиях и НИИ пришлось даже пересмотреть существовавший график работ и перестроить всю систему организации труда. По мере приближения 2002 г., работы по проекту стали вестись с нарастающими усилиями.
«Определяющий, коренной и завершающий» 2002 г.
2002 г. имел все предпосылки, чтобы стать «завершающим» для основного эта «Проекта №10». Учитывая масштабность программы и предполагаемый широкий модельный ряд, сам проект будет идти еще несколько десятилетий, до момента появления нового проекта китайского истребителя пятого поколения. Но чем ближе завершение основного этапа проекта, тем больше внимания ему уделяется на самом "верху" Полигоны и НИИ стали регулярно посещать первые лица страны, руководители Главного управления вооружения и 5 управления вооружения ВВС НОАК. В декабре 2001 г. бывший член Постоянного комитета политбюро ЦК КПК Жун Пи (Rong Pingyi) в сопровождении первых лиц провинциального правительства, правительства города Чэнду, руководящего состава AVIC—1, посетил компанию Чэнфэй и ознакомился с ходом работ. В период ознакомления серьезно обсуждался вопрос финансирования завершения всего комплекта конструкторской документации для серийной сборки. В феврале 2002 г. 2 НИИ ВВС НОАК завершает процесс испытаний новой системы прицеливания, а также других 15 систем нового БРЭО. В марте заканчивается процесс доводки системы управления ракетным вооружением в 618 НИИ. Система является одной из составных частей системы вооружения «Проекта № 10», и значительно расширяет возможности боевого применения истребителя. В июне 2002 г. 601 НИИ завершает комплексные испытания БРЭО, разработанного для варианта комплектации «С». На испытаниях присутствовали Начальник Главного Управления Вооружения НОАК и Управления вооружений ВВС НОАК.
МНОГОЛИКИЙ «ЦЗЯНБИН»
До сих пор у экспертов нет четкого мнения относительно вариантов комплектации самолета. Так как J-10 с середины проекта стал рассматриваться как массовый истребитель, способный решать широкий круг задач, существует минимум три варианта — «А», «В» и «С». Кроме того, в разных источниках упоминаются и другие варианты. Например, в 2001 г. в ряде сообщений о сдачи блоков БРЭО для варианта «С» сообщалось о проработке пекинской компанией авиационных приборов «Циньюнь» комплекса БРЭО для истребителя варианта «S», согласно стандарта GJB9001А-2001. В силу того, что информации по такой классификации нет, мы можем только предположить, что вариант «А» скорее всего представляет собой истребитель-бомбардировщик. Известно, что проект развивается по двум направлениям. Первое - сухопутный вариант для эксплуатации в сухопутных летных частях. Второе - морской вариант для эксплуатации в летных частях Военно-Морских Сил НОАК. В первом направлении выделяется следующая специализация: истребители-бомбардировщики, перехватчики, самолеты РЭБ. В подтверждение существования последнего варианта можно привести сообщение китайских СМИ о завершении испытаний и утверждении в начале 2002 г. образца контейнера РЭБ для «Проекта №10». Что касается перехвата воздушных целей, то о возможном существовании такого варианта писали тайваньские СМИ. После столкновения китайского истребителя и американского самолета-разведчика над Южно-Китайским морем, в тайваньских источниках заговорили об открытии работ в «Проекте №10» по варианту перехватчика. Во втором направлении реально выделить два варианта — морской берегового базирования и корабельный. Если в пользу существования первого варианта говорит программа испытательных полетов над морем, то в отношении второго варианта не существует четких доказательств, хотя КНР активно интересуется проблемами создания авианесущих кораблей и предпринимает в этом направлении вполне конкретные шаги. Помимо одноместного варианта, который является основным, существуют планы разработки двухместного варианта. В пользу существования проекта двухместно варианта J-10 могут служить проведенные в 2001 г. испытания двухместного катапультного комплекса на испытательной базе в городе Цзянхань. Испытания проводились с учетом критических скоростей и с фюзеляжем, сильно напоминающем фюзеляж прототипа J-10. Изначально в проекте планировалось установка БРЛС израильского производства ELTA EL/M - 2032, в свое время разработанной для проекта «Лави». Но с большей вероятностью можно утверждать, что в состав БРЭО будут включены российские БРЛС и БРЛС китайской разработки. В 2001 г. группа китайских специалистов посетила корпорацию «Фазотрон-НИИР», где знакомилась с возможностями БРЛС «Жемчуг», которая является вариантом БРЛС «Жук», интегрированной в БРЭО другого китайского истребителя J-8IIM («Цзян-8-ПМ»). В мае 2002 г. гонконгская газета «Син-дао жибао», ссылаясь на краткую статью из корпоративной газеты компании «Чэнфэй», сообщила о передаче первой партии из четырех машин утвержденного образца ВВС. На церемонии передачи истребители J-10 с бортовыми номерами 30101 и 30102 (по другим источникам - 31001, 31002) совместно с двумя J-11 (китайское название экспортированных в КНР Су-27), прилетевшими с авиабазы Чунцин, совершили совместный показательный полет. Можно предположить, что речь идет о машинах, переданных в ВВС НОАК для войсковых испытаний. В состав вооружения изначально планировалось установить шестиствольную 23-мм автоматическую авиационную пушку. Вероятно, она осталась без изменений. Основу огневой мощи «Цзян-10» составляет ракетно-бомбовое вооружение. В список ракетного вооружения могут быть включены ракеты класса «воздух — воздух»: - ближнего радиуса китайского производства PL-8, являющейся копией израильской ракеты «Питон-3», PL-9 (компиляция израильской ракеты и российской ракеты Р-73), так же китайского производства; - среднего радиуса действия китайского производства или российской РВВ-АЕ (НПО «Вымпел»). Кроме того, в состав может быть включена разработанная в 2002 г. ракета I наведения по радиолокационному лучу I SD-10 (shandian — молния) класса «воздух-воздух». Испытательные запуски уже проводились с борта истребителя «Цзян- 8-П» с использованием новой боевой станции. Известно, что разработчиком систем боевых станций запуска ракет является НИИ авиационного вооружения. Система, тестирование которой завершилась в октябре 2001 г., обладает модульной схемой построения. Что позволяет после смены определенного блока использовать ракеты различного производства. Отсутствие собственной ПКР китайская сторона рассчитывает компенсировать использованием российской ПКР со скоростью 2М фирмы «Радуга» с дальностью в 250 км. Кроме того, известны данные о планах использования крылатых ракет китайского производства С-801, С-802. В отношении серийных поставок есть информация, что первую партию J-10А в варианте истребителя-бомбардировщика в количестве 50 машин будут собирать на 132-м авиазаводе. Первые серийные машины сойдут с конвейера в начале 2003 г., а передача в войсковые части, очевидно, произойдет в середине или в конце 2003 г. По общему количеству заказанных J-10 не существует точной информации. Высказывались мнения, что на вооружение до 2008 г. будет поставлено от 300 до 500 машин различных модификаций. Такой объем, даже учитывая состояние парка ВВС Китая, маловероятен. Ориентировочно, объем поставок внутри страны составит от 250 до 300 машин. Не исключено, что будет разработан и экспортный вариант истребителя, но сейчас говорить об этом рано. Учитывая важность истребителя, первая партия будет равномерно направляться в летные части военных округов на тайваньском и кашмирском стратегических направлениях. Вполне вероятно, что уже в 2003 г. в небе на юге Китая и в Синьцзян-Уйгурском автономном районе можно будет увидеть силуэт неуловимого «Дозорного».
Заключение в китайском стиле
Однажды ученик спросил великого философа Конфуция: «Учитель, зачем каждый день Вы читаете новые книги и размышляете? Вы ведь и так много знаете». Конфуций помедлил и сказал: «Знания подвигают на размышления. Размышления приводят к пониманию. Понимание дает мудрость. А мудрость требует новых знаний». Ученик вновь спросил Учителя: «Почему, Учитель, Вы терпеливо относитесь к критике Ваших слов другими? Ведь Вы можете уличить их в невежестве!». Учитель ответил ему: «Мудрость, полученная со знаниями, не может служить оружием. Знания, полученные достойным мудрым человеком, никогда не будут использованы во вред».
|
обновление 09.08.2009
-----
начало
----
спарка
перспектива |
26 апреля 2005 года |