|
|
На вооружение российских Военно-воздушных сил поступают первые четыре серийных многоцелевых, всепогодных вертолетов Ка-52 "Аллигатор", сообщил официальный представитель управления пресс-службы и информации Минобороны РФ по ВВС полковник Владимир Дрик.
Источник: Интерфакс
----------------
Ка-52 – двухместная модификация серийного ударного вертолета Ка-50. Отличается от предшественника новой носовой частью с двухместной кабиной и бортовым комплексом оборудования нового поколения.
Ка-52 предназначен для огневой
поддержки наземных войск, уничтожения малоразмерных подвижных бронированных
и небронированных целей типа танк, боевая машина пехоты, поражения
живой силы и борьбы с малоскоростными воздушными целями. Ка-52 призван
существенно повысить эффективность групповых действий боевых вертолетов,
что достигается за счет аппаратурного обмена информацией в реальном
масштабе времени и непрерывности командного управления в ходе боевой
операции.
На Ка-52 установлен многофункциональный
комплекс пятого поколения «Аргумент-2000», который является базовым
комплексом для семейства аппаратов марки «Ка» различного назначения.
«Аргумент-2000» отличается от своих предшественников открытой архитектурой
построения. К числу унифицированных частей комплекса относятся БЦВМ
«Багет-53», пилотажно-навигационный комплекс ПНК-37ДМ, обзорно-пилотажная
система круглосуточного действия ТОЭС-520, бортовой комплекс связи
БКС-50, комплекс обороны и другие. Вся необходимая информация в
кабине выводится на многофункциональные цветные индикаторы и нашлемные
индикаторы летчиков. Управление бортовым оборудованием у каждого
пилота сосредоточено на многофункциональном пульте и на рукоятках
рычагов управления вертолетом.
В состав комплекса «Аргумент-2000»
в качестве подкомплекса входит двухканальная РЛС «Арбалет-52». Канал
РЛС с носовой антенной и большой апертурой служит для поиска и атаки
целей на удалении 15-20 км, а также для выполнения низковысотного
полета в сложных погодных условиях. Другой канал РЛС с надвтулочной
антенной и меньшей апертурой обеспечивает круговой обзор в интересах
противоракетной обороны вертолета и общего контроля воздушной обстановки.
Пилотирование Ка-52 днем и
ночью осуществляется с использованием обзорно-поисковой системы
(ОПС). Основу ОПС составляют ТОЭС-520, шарообразная головка которой
размещена слева под носовой частью кабины экипажа, и нашлемная система
целеуказания и индикации (НСЦИ). ТОЭС имеет тепловизионный и низкоуровневый
телевизионный каналы, а НСЦИ – нашлемные микродисплеи. С их помощью
пилоты могут круглосуточно осуществлять обзор местности, обнаруживать
препятствия и ориентиры, производить посадку на необорудованные
и неосвещенные площадки. Для выполнения низковысотного полета в
сложных погодных условиях наряду с ТОЭС используется канал РЛС подкомплекса
«Арбалет-52». Управление головкой ТОЭС производится автоматически
от сигналов датчиков позиционирования, отслеживающих положения шлема
пилота.
Поиск и атаку цели пилот производит
с использованием поисково-прицельной системы (ППС). ППС включает
многоканальную систему круглосуточного действия ГОЭС-451, шаровая
головка которой расположена сверху на кабине экипажа. В ней на стабилизированной
платформе размещены телевизионный, тепловизионный каналы, лазерный
дальномер-целеуказатель, обнаружитель лазерного пятна подсвета цели
и лазерная система наведения в цель ПТУР. Для обнаружения и атаки
цели в сложных погодных условиях ГОЭС сопряжена с каналом РЛС подкомплекса
«Арбалет-52». Изображение цели и окружающей местности индицируется
на многофункциональных цветных дисплеях на приборной доске и дублируется
на нашлемных микродисплеях НСЦИ. Управление головкой ГОЭС подобно
управлению ТОЭС-520.
Открытая архитектура комплекса
«Аргумент-2000» вертолета Ка-52 базируется на интегрированной вычислительной
системе высокого быстродействия и большого объема памяти, использует
мультиплексные гостированные каналы обмена информацией и программно-математическое
обновляемое обеспечение. Это позволяет успешно применять различные
виды стрелково-пушечного, ракетного управляемого и неуправляемого
вооружения.
Конструкция.
Конструкция Ка-52 на 85% унифицирована с конструкцией базовой
модели – вертолета Ка-50. Отличие заключается в носовой части фюзеляжа,
где размещены двухместная кабина экипажа и оборудование нового бортового
комплекса. Пилоты размещаются рядом на катапультных креслах. Система
аварийного покидания вертолета летчиками в полете аналогична системе
аварийного покидания Ка-50. На Ка-52 установлены модернизированные
двигатели ВК-2500 мощностью 2х2400 л.с.
Вооружение.
На Ка-52 успешно адаптированы высокоточные и дальнобойные
ПТУР «Вихрь» и пушка 2А42 калибра 30 мм, хорошо зарекомендовавшие
себя на Ка-50, а также НАР калибра 80 мм и 122 мм и УР «воздух-воздух».
Дальнейшее повышение эффективности противотанкового управляемого
вооружения связано с применением новых УР: 16 многоцелевых дальнобойных
ПТУР «Гермес-А» всепогодного применения, 16 многоцелевых ПТУР «Хризантема»
ближнего боя всепогодного применения и 16 модифицированных ПТУР
«Атака-М» ближнего боя круглосуточного применения.
Хронология создания.
Постройка опытного образца – 1996 г. Первый полет – 25 июня
1997 г.
------------
...Ответы летчиков, летающих
на Ка-52, на вопросы читателей: ---------
Авиационный журналист Максим Пядушкин сообщает журналу Aviation Week & Space Technology, что российская компания «Фазотрон-НИИР» планирует разработать упрощенный вариант РЛС с активной ФАР «Жук-АЭ» для оснащения разрабатываемого палубного вертолета Ка-52К, который должен базироваться на закупаемых французских вертолетоносцах класса Mistral.
Характеристики
Диаметр несущего винта 14.5 м Площадь диска несущего винта 165 кв.м длина с вращающимися винтами 16 м длина фюзеляжа 13.8 м высота 4.9 м размах крыла 7.3 м база шасси 4.92 м колея шасси 3.67 м
вид сбоку 27 кв.м вид сверху 29 кв.м (без лопастей) вид спереди 4 кв.м (с колонкой, без лопастей) объём 29.3 куб.м
максимальный взлетный вес 11300 кг или 10800 кг нормальный взлетный вес 10400 кг вес пустого 7800 кг вес нагрузки 2800 кг (3550 кг, 4 Б-13Л1) вес топлива 1487 кг или 1460 кг вес топлива в ПТБ 1735 кг (вес баков 3509 кг)
двигатели
2 х 2227 л.с. (ТВ3-117ВМА) 2 х 2400 л.с. (ВК-2500)
экипаж 2 чел.
скорость максимальная 310 км/ч скорость крейсерская 250 км/ч скорость полёта вбок 80 км/ч скорость полёта назад 90 км/ч
дальность полёта 455 км продолжительность полёта 2.4 ч дальность полёта перегоночная 1120 км (4 ПТБ) статический потолок 3600 м динамический потолок 5500 м скороподъёмность 16 м/с
макс.эксплуатационная перегрузка 3.5 g допустимый угол крена +/- 70 град. допустимый угол тангажа +/-60 град.
нагрузка на мощность 2.35 - 2.2 кг/л.с. нагрузка на винт 68.5 - 63 кг/кв.м расход топлива 2.86 кг/км
Встроенное стрелково-пушечное:
1 х 30 мм, 2А42, 240 бронебойно-трасирующих снарядов в переднем патронном ящике и 230 осколочно-фугасно-зажигательных снарядов в заднем ящике.
Темп ведения огня: быстрый (550 - 600 выстр./мин)
или медленный (350 выстр./мин) с автоматической отсечкой очереди по
20 или 10 снарядов.
Число точек подвески: 6
Подвесное
ПТУР "Гермес-А" - 2 х 4 шт. Минобороны заключило контракт на поставку 140 Ка-52, более 100 из них — в палубной комплектации. До 2012 года будет поставлено до 30 Ка-52
"Чёрная Акула, Аллигатор и другие" Андрей Фомин Авиация и Время 2005, №2
В 1984 году во время сравнительных испытаний В-80 и МИ-28, ОКБ Камова выступило с предложением о создании специализированного вертолетного оптико-электронного и радиолокационного комплекса, предназначенного для ведения разведки на поле боя, выдачи целеуказания и обеспечения групповых действий ударных вертолетов. Носителем такого комплекса должен был стать многоцелевой В-60. Сегодня он известен как КА-60 "Касатка". Однако необходимо подчеркнуть, что В-60 коренным образом отличался от КА-60. Это был соосный вертолет с взлетной массой вдвое меньшей, чем сегодня, который больше был похож по внешнему виду на КА-115. Комплекс В-60Р должен был повысить эффективность применения групп В-80, став для них своеобразным воздушным командным пунктом и в максимальной степени обеспечить реализацию групповой тактики ведения боя этих вертолетов. К сожалению, известные события в экономике страны на рубеже 80-х - 90-х и в последующие годы значительно затормозили программу разработки этого вертолета, а затем заставили и вовсе закрыть эту программу. В связи с этим Генеральный конструктор С.В.Михеев принимает решение о перенесении комплекса разведки и целеуказания на новую модификацию КА-50, о разработке которой впервые стало известно в 1994 году. Вертолет, получивший обозначение КА-52 должен был выполнять все те же задачи, что и В-60Р, но с полным сохранением боевых возможностей противотанкового вертолета. В этом смысле он несколько схож с американским RAH-66. Кроме того, машина унаследовала и развила в сравнении с КА-50Ш возможности круглосуточного применения. Основные задачи КА-52 формулируются так: борьба с бронированными целями и огневая поддержка сухопутных войск в составе группы из КА-50, среди которых он выполняет задачи поиска целей, целеуказания и распределения целей между всеми членами этой группы. Таким образом, реализуются концепции так называемого "Интеллектуального сопровождения" (IS - Intellektual Support) и "вооруженной разведки" (AR-Armed Reconnaissance), ранее реализованные в США на разведывательно-ударных вертолетах AH-58D "Kiowa Warrior" и RAH-66 "Comanche". Разница заключается в том, что у американских машин распределение задач больше смещено в сторону разведывательных миссий, а у российской – в сторону ударных. В отличие от прототипа, КА-52 имеет двухместную кабину. Это, тем не менее, не значит отказ от совершенствования одноместных боевых вертолетов. Управление машиной, по сути, так и осталось задачей только одного члена экипажа, а с усовершенствованием БРЭО, она стала еще легче, чем на КА-50. Второй пилот понадобился для того, чтобы обрабатывать постоянный поток информации от собственного бортового комплекса разведки и от других вертолетов, воздушных и наземных КП. Даже при условии, что пилотирование было в значительной степени облегчено, со всеми новыми задачами одному человеку справиться все равно бы не удалось. Исходя из этих причин, был введен второй член экипажа.
Создавая двухместный вертолет, даже в этом случае, в ВНТК пошли своим путем. Места летчиков расположили не тандемом, как это принято практически на всех ударных вертолетах мира, а "бок о бок". Такому решению способствовал и опыт коллег из СНПК им. П.О.Сухого, которые применили такую же схему посадки на СУ-24 и СУ-34. Это позволило избавиться от многих дублирующих приборов, общих для обоих пилотов, сократив при этом общую массу агрегатов управления. Во-вторых, рядное расположение улучшает содействие летчиков, давая возможность сообщаться даже при нерабочей бортовой переговорной аппаратуре или давать друг другу указания с помощью жестов. Помимо того, идентичность всех органов управления на обоих местах и расположение сидений рядом сделали КА-52 идеальным при обучении пилотов КА-50, что, в конечном итоге, и позволило отказаться от разработки специализированного учебного КА-50У.
Носовая часть КА-52 в сравнении с КА-50 укорочена примерно на 1 метр, что позволило сохранить центровку вертолета, даже не смотря на значительное увеличение его массы. Тем не менее, существует и недостаток такого расположения летчиков. Более высока вероятность поражения обоих членов экипажа одновременно, хотя в случае ранения только одного из них, второй может в полной мере взять управление машиной на себя. Именно этот пункт был одним из слабых мест КА-50. Даже не смертельное, но «неудачное» ранение единственного пилота могло привести к потере возможности управления вертолетом и к потере машины. Такая конструкция вызвала бурю критики со стороны коллег с МВЗ им. Миля, которые обвинили конструкторов УВЗ Камова в стремлении выделиться, не думая о реальных характеристиках вертолета. Но как уже стало ясно, такое решение не было непродуманным. Схема «тандем» применяется для достижения минимального мидельного сечения фюзеляжа и для достижения наибольших скоростей полета, а также лучшей обзорности из обеих кабин. Если рассмотреть с этой точки зрения МИ-28 и АН-64, то у них кабина сильно дисссоцинирует с фюзеляжем в местах расположения отсеков радиоэлектронного оборудования. Они образуют внешние обводы, гораздо более широкие, чем сама кабина и ухудшают обзор вниз и в стороны. Выступающая пушка, находящееся в воздушном потоке шасси и сильно выступающие угловатые мотогондолы двигателей завершают картину. Кабину КА-52 удалось полностью вписать в мидельное сечение фюзеляжа КА-50, как и на прототипе, она имеет идеальные аэродинамические очертания.
В сентябре 1994 года макет КА-52 был представлен макетной комиссии. Одновременно, на авиасалоне в Фарнборо впервые стало известно о существовании этого проекта зарубежным специалистам. Тогда комиссия выдала определенные рекомендации, согласно которым необходимо было изменить носовую часть вертолета. После этого макет первого варианта был показан летом 1995 года на авиасалоне в Ле Бурже, а затем на МАКС-95. Видевшие его с сожалением заметили, что вертолет потерял былое «изящество» «Черной акулы».
К ноябрю 1996 года была полностью перекомпонована носовая часть вертолета и подготовлен первый летный прототип. Для этого в опытном производстве фирмы было проведено переоборудование из второго серийного экземпляра КА-50 с бортовым номером «021». С него сняли все радиоэлектронное и связное оборудование, заменив его новым, и демонтировали носовую часть до 18-го шпангоута, вместо которой в стапеле началась сборка и пристыковка новой, выполненной по чертежам КА-52. В таком виде, с частичным сохранением черной выставочной окраски борта «021», вертолет, получивший новый бортовой номер «061» предстал перед журналистами 19 ноября 1996 года. Накануне он приобрел собственное имя – «Аллигатор», которое крупными буквами нанесли на левый борт машины. Одновременно он получил и новый код НАТО – „Hokum-B“. К декабрю 1996 года вертолет был уже практически подготовлен для летных испытаний, но было принято решение о его отправке на выставку «Аэроиндия-96» в Бангалоре, проходившую 3-7 декабря.
25 июня 1997 года все-таки состоялся первый полет КА-52 под управлением летчиков-испытателей Александра Смирнова и Дмитрия Титова. Осенью того же года обновленная машина впервые была продемонстрирована на МАКС-97. После этого началась подготовка к серийному производству вертолета на заводе «Прогресс», а также государственные испытания, которые несколько раз прерывались для устранения замечаний заказчика, показов машины на различных выставках и проведения полетов по различным экспортным программам. В 1999 году КА-52 еще раз выставлялся на авиасалоне МАКС-99, в 2000 году летал в качестве демонстратора по программе поставки одной из модификаций войскам Турции, в 2001 году присутствовал на МАКС-2001 и участвовал в программных полетах тендера на поставку Южной Корее, а в феврале 2002 года выставлялся на авиасалоне DEFEXPO India-2002 в Дели. Особенностью авиасалона МАКС-2001 стало то, что полеты, в то числе, и с выполнением фигур высшего пилотажа производились строевыми летчиками, а не летчиками-испытателями фирмы, как было раньше. К сентябрю 2001 года государственные испытания «Аллигатора» были выполнены только на 10% (произведена оценка летно-технических характеристик). Второй этап государственных испытаний вертолета запланирован на начало 2003 года.
Про последний тендер стоит рассказать немного больше. 19 апреля 200о года на брифинге в Сеуле (Южная Корея) было заявлено, о намерении создать собственный парк ударных вертолетов. В связи с этим стартовал конкурс в рамках тендера на поставку этому азиатскому государству 30-40 вертолетов огневой поддержки общей стоимостью около 1,8 млрд. долларов. В конкурсе участвовали американские фирмы „Bell-Textron“ c AH-1Z „King Cobra“, „Mc Donnell Douglas“ и „Boeing“ с AH-64D „Apache Longbow“ и „Sikorsky“ c AUH-60. Помимо этого в тендере участвовал франко-германский консорциум „Eurocopter“ c „Tigre“ и итальянская фирма „Agusta“ с A-129INT „Mangusta“. Несколько позднее к ним присоединилась фирма «Камов», представив совместную разработку с рядом французских, английских, бельгийских и израильских фирм вариант КА-52К, которые от «Аллигатора» отличался только несколько обновленным БРЭО. Также участвовал и московский вертолетный завод им. Миля совместно с компанией «Промэкспорт» выставив экспортный вариант МИ-28НЭ. В этом тендере у фирмы «Камов» были достаточно большие шансы на победу, поскольку уже более 10 лет в Южной Корее работает технический центр по ремонту и обслуживанию КА-32, которые составляют 40% всего парка гражданских вертолетов этой страны.
Через некоторое время был начат первый этап тендера с полетами на определение тактико-технических характеристик вертолетов и на боевое применение. Для этого использовался КА-52 с несколько переоборудованной носовой частью. Вертолет показал себя с наилучшей стороны, а уже в феврале 2001 года из конкурса вышел МИ-28НЭ. В апреле того же года, в рамках завершающего этапа тендера, фирму «Камов» посетила многочисленная делегация Министерства национальной обороны Республики Корея, где ее члены ознакомились с условиями производства возможного победителя в конкурсе. Там же трое южнокорейских летчиков совершили полеты со стрельбами. Заодно делегация посетила заводы в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Туле, на которых могут производиться детали и оборудование для КА-52К. Тендер обсуждался и во время визита в Южную Корею представителей фирмы «Камов» в составе официальной российской делегации во главе с президентом Владимиром Путиным. Одновременно в составе делегации был директор «КумАПП» Борис Малышев. По его словам, пока завод «Прогресс» будет занят изготовлением КА-50 для российской армии, завод в Кумертау должен будет заняться производством экспортных машин. Первые поставки вертолета-победителя южнокорейской стороне запланированы на 2004 год. В случае победы ОАО «Камов» планирует организовать в Корейской республике базу поддержки и сборки КА-52К. Базовой модификацией КА-52 также заинтересована КНР, которая намерена закупить партию из примерно 40 машин. В настоящее время Китай пытается развивать собственную авиационную промышленность, а «Черная акула» и «Аллигатор» могли бы послужить в качестве основы для создания собственного ударного вертолета, как это не раз было с советскими истребителями.
Тем не менее, вернемся к ситуации с «Аллигатором» в России. В течение длительного времени одной из приоритетных задач в рамках перевооружения ВВС РФ являлась доводка КА-52 и МИ-28Н. Когда же пришло время выбирать какой из этих вертолетов будет принят на вооружение, снова начались проблемы. Фактически, на смену конкуренции между КА-50 и МИ-28А, пришло соперничество между КА-52 и МИ-28Н. МВЗ им. Миля всеми силами лоббирует свой проект, даже не смотря на то, что принятие на вооружение МИ-28Н потребует новых комплектующих и оборудования, отличного от применяемого на КА-50. Кроме того, это потребует от заводов налаживания двух серийных производств: для КА-50 и для МИ-28. В то же время, КА-52 имеет на 85% идентичную с КА-50 конструкцию и не потребует серьезных изменений в технологии производства. Помимо этого вертолеты обеих фирм имеют примерно одинаковое радиоэлектронное оборудование и вооружение, а соперничество было сведено фактически только к сравнению конструкции. В этом случае, «Аллигатор», как соосный вертолет, имеет такое же подавляющее преимущество над МИ-28Н в маневренности, легкости управления и остальных характеристиках, какое имел КА-50, в свое время, над МИ-28А. Единственное преимущество, которое имеет МВЗ Миля – стоимость вертолета. Свою машину милевцы оценивают в 16-17 млн. долларов, в то время как оценочная стоимость КА-52 составляет около 20 млн. долларов. С учетом необходимого количества вертолетов (20-30 единиц), для их закупки потребуется от 400 до 600м млн. долларов. С другой стороны, «Аллигатор» унаследовал от «Черной акулы» высокие показатели по критерию «стоимость-эффективность», а потребность в новых типах деталей и оборудования для МИ-28Н отталкивает военных от выбора в пользу МВЗ. В настоящий момент обе машины проходят государственные испытания, а на ухтомском заводе готовится второй прототип КА-52, который должен будет стать также головной машиной серии. Окончание сборки запланировано на конец 2003 года.
Конструктивно первый вариант КА-52 был на 95% идентичен КА-50, сегодняшний – на 85%. Количество использованных в конструкции материалов возросло до 36% по массе. В кабине первоначально предполагалось использовать готовые блоки остекления КА-50, как это было сделано на макете. В результате она получила угловатые очертания, не способствующие снижению радиолокационной заметности и ухудшившие аэродинамические характеристики. То, что идеально подходило для "Черной акулы" со сравнительно узкой носовой частью, оказалось неприемлемо для более "широконосого" КА-52. Новая кабина получила плавные и округлые формы с боковыми стеклами двойной кривизны и плоскими лобовыми стеклами. Это несколько повысило бликообразование, но позволило сохранить высокие аэродинамические свойства вертолета. Как и прежде кабина выдерживает попадания пуль калибра 12,7 мм и осколков снарядов калибра 23 мм. Лобовые стекла оснащены стеклоочистителями. Зеркала заднего вида отсутствуют. В вертолет экипаж попадает через откидывающиеся вверх створки, оснащенные пиротехническими устройствами аварийного сброса при катапультировании. Отдельные элементы носового отсека и верхней части кабины постоянно претерпевают изменения для поиска наиболее удачного местоположения прицельной аппаратуры. Носовой конус выполнен из композиционного радиопрозрачного материала, что позволило разместить там РЛС.
Центральная и хвостовая части фюзеляжа, хвостовое оперение, шасси и крыло изменений не получили. В дальнейшем должна быть усилена конструкция крыла, что позволило бы подвешивать до 2000 или даже до 2300 кг вооружения. Для установки легких ракет класса "Воздух-воздух" не занимая при этом основные узлы подвески, будут установлены два дополнительных пилона грузоподъемностью по 100 кг рядом с концевыми шайбами. Благодаря таким изменениям в значительной степени будут расширены возможности вооружения.
Гидросистема, система управления полетом, система электропитания, маслосистема и другое вспомогательное оборудование изменений не получили. На обоих местах летчиков установлены катапультные кресла К-37-800.
На прототипе КА-52 установлены двигатели ТВ3-117ВМА мощностью по 2225 л.с, унаследованные от КА-50. Однако увеличение массы вертолета примерно на 1000 кг, привело к заметному ухудшению летно-технических характеристик машины. Это потребовало увеличения мощности силовой установки. В настоящий момент заводом им. В.Я.Климова предложена серия двигателей нового поколения, из которых предстоит выбрать наиболее приемлемый.
Одним из первых вариантов является двигатель ТВ3-117ВМАР, который, тем не менее, представляет собой лишь незначительно доработанный ТВ3-117ВМА. Мощность на взлете 2200 л.с., номинальная мощность 1500 л.с., расход топлива 230-255 г/л.с·ч., масса сухого двигателя 294 кг.
Другая опытная модификация ТВ3-117ВМА-Ф и близкая к нему ТВ3-117ВМА-СБ3 совместной разработки с запорожским МКБ "Прогресс" обладают значительно более высокими характеристиками на пределах возможностей семейства ТВ3-117. Их конструктивные особенности заключаются в современной электро-гидромеханической системе регулирования, управления и контроля. Она обеспечивает быстродействие на переходных динамических режимах, повышенную приемистость, предварительное кратковременное повышение газодинамической устойчивости двигателей при пуске ракет, вывод из помпажа и вращающего срыва, автоматическое восстановление режима при самозаглухании двигателей, регистрацию наработки по режимам и др. Максимальная мощность на чрезвычайном режиме 2800 л.с., на взлетном режиме 2500 л.с., в номинальном – 1700 л.с., что позволило бы увеличить мощность силовой установки КА-52 на 12,5%. Удельный расход топлива 210 г/л.с.·ч, температура газов перед турбиной 1288°С, назначенный ресурс 3000 ч., межремонтный 1500 ч. Габариты 2055х728х660 мм, масса 310 кг.
К новому перспективному семейству двигателей относится ТВ7-117ВК (ВК-2500). Скорее всего, именно он и будет применяться на КА-52 и последующих модификациях. Он обладает высоким уровнем параметров рабочего процесса и высоким КПД основных узлов (компрессора 81%, турбины компрессора 88%, свободной турбины 92%, полнота сгорания топлива 99%), а, следовательно, и высокой экономичностью. Двигатель имеет большие запасы газодинамической устойчивости. Конструкция модульная. Замена модулей может быть выполнена в эксплуатационных условиях. ТВ7-117ВК имеет большой ресурс, обладает простотой обслуживания и хорошей ремонтопригодностью. Компрессор одновальный осецентробежный, состоящий из пяти осевых и одной центробежной ступеней. Входной направляющий аппарат и направляющие аппараты первых двух ступеней управляемые. Камера сгорания кольцевого типа противоточная. Осевая турбина компрессора двухступенчатая с охлаждаемыми сопловыми и рабочими лопатками. Свободная осевая турбина также двухступенчатая с выводом вала отбора мощности назад. Выхлопной патрубок с поворотом потока на 60о. Система управления и контроля электронно-гидромеханическая с развитыми функциями. Максимальная мощность на чрезвычайном режиме от 2800 до 3500 л.с., на взлетном режиме 2500 л.с., в номинальном – 1650 л.с. Назначенный ресурс 6000 ч. с доведением до 12000 ч., межремонтный – 1500 ч. Расход топлива на взлетном режиме 208 г/л.с.·ч, температура газов перед турбиной 1500°С. Масса сухого двигателя 380 кг. Габариты 1780х727х635 мм. Это существенно меньше габаритов ТВ3-117ВМА по длине, что позволяет оснастить вертолет либо более совершенными и эффективными ПЗУ и ЭВУ, либо расположить на высвободившемся месте другое дополнительное оборудование.
ТВа-3000 (ВК-3000) является наиболее мощным вариантом силовой установки, размещение которой еще позволит главный редуктор ВР-80. В связи с ограничениями передаваемой мощности, оснащение вертолета еще более мощными двигателями потребует, по-видимому, разработку нового редуктора. ТВа-3000 представляет собой новейшую разработку пятого поколения. Он имеет модульную конструкцию, обладает низким уровнем шума и задымления, низкой стоимостью жизненного цикла. Компрессор одновальный центробежный двухступенчатый, камера сгорания противоточная кольцевая, турбина компрессора двухступенчатая, силовая турбина также двухступенчатая. Система автоматического регулирования электронно-механическая с полной ответственностью Мощность на взлетном режиме 2500-2900 л.с., что позволило бы увеличить общую мощность силовой установки вертолета на 30%, удельный расход топлива 205 г/л.с.·ч, назначенный ресурс 18000 ч, межремонтный – 6000 ч. Габариты 1345х975х690 м. Масса сухого 380 кг. Двигатель прошел сертификацию в 2001 году, оценочная стоимость составляет около 1 млн. долларов. Его основное назначение, как оснащение перспективных вертолетов типа МИ-38 и КА-40, так и модернизация силовой установки существующих: КА-32, КА-29, КА-50 и КА-52.
От КА-50 "Аллигатор" унаследовал несущую систему без изменений, но в связи с общим утяжелением вертолета на нее приходится гораздо большая нагрузка. Так нагрузка на мощность возросла с 2,5 до 2,6 кг/л.с., а нагрузка на диск винта с 66,4 до 73,1 кг/м², что является самым высоким показателем за всю историю соосных вертолетов. Максимальная скорость полета при этом упала с 310 до 300 км/ч. В дальнейшем несущая система вертолета, скорее всего, будет модернизирована и доведена с применением новых перспективных профилей лопастей.
Наибольшее отличие КА-52 от КА-50 заключается в составе бортового радиоэлектронного оборудования. Именно оно обеспечило "Аллигатору" подавляющее преимущество над "Черной акулой" при действиях в ночное время суток и в сложных метеоусловиях, а также позволило отнести его к новому поколению боевых вертолетов.
Большая часть классического электромеханического и стрелочного оборудования была заменена четырьмя жидкокристаллическими четырехцветными многофункциональными дисплеями (МФД) фирмы "Transas", на которые выводится картографическая информация с объектами и маршрутом, информация от РЛС во всех режимах, от телевизионных и тепловизионных прицельных систем, информация о состоянии и повреждениях вертолета, как в схематическом, так и в буквенно-цифровом виде. Отдельные приборы сохранили в кабине для дублирования работы электронных систем. К ним относятся: авиагоризонт, спидометр, тахометр, барометрический высотомер и магнитный компас. Все 17 огней опасности системы аварийной сигнализации (САС) и главный аварийный огонь, как и прежде, объединены в универсальное световое табло (УСТ). В кабине установлены клавиатурные устройства ввода информации для обслуживания навигационной системы. Аппаратура речевого оповещения получила значительно большие возможности. Для наиболее важных аварийных сообщений используется женский голос, который лучше слышно при работающей силовой установке. Вертолет оснащен полностью новым навигационным оборудованием и радиоаппаратурой.
Обновленный прицельно-пилотажно-навигационный комплекс, пришедший на смену "Рубикону" представляет собой мультиплексную многоуровневую систему на базе ЦВМ с большим объемом памяти и высоким быстродействием. Как и раньше, он обеспечивает пилотирование, навигацию, решение боевых задач, круглосуточное применение оружия и обработку групповой информации от многих источников.
На макете КА-52 в 1994 году прицельная система установлена не была, однако по планам, здесь должна была использоваться одна из модификаций ОПС "Самшит", перенесенная сюда с В-60Р. Первый проект обновленного вертолета предполагал использование ОПС "Самшит-Э" в сферической установке под носовым конусом. Дополнительный оптический канал размещался при этом подвижно над носовым обтекателем. Затем был разработан вариант с массивной поворотной ОПС с двумя каналами в прямоугольном обтекателе непосредственно в носовом отсеке. Оба варианта были отклонены по причине плохих массогабаритных характеристик. На вновь построенном летном образце ОПС "Самшит-Э" расположили позади фонаря кабины в верхней части переднего гаргрота. Такое расположение облегчало применение вертолета на малых высотах. Во время прицеливания из-за укрытия выставляется только колонка несущих винтов и обтекатель ОПС. Однако выяснилось, что в таком положении имеется опасность задевания обтекателя системы лопастями. В результате пришлось несколько сместить вперед всю кабину. Кроме того, "Самшит-Э" имел плохой обзор вниз, а это затрудняло его использование со сравнительно больших высот. Наконец, в 2002 году, для проведения испытательных полетов по программе поставки вертолетов Южной Корее "Самшит-Э" был смещен в доработанный носовой отсек несколько спереди носового конуса. Общая длина отсека возросла при этом на 43%. Одновременно слева от продольной оси вертолета появился еще один сферический обтекатель с дополнительной оптической системой.
Обзорно-прицельная система "Самшит-Э", разработанная уральским оптико-механическим заводом, является дальнейшим развитием аппаратуры "Самшит-50", размещенной на КА-50Ш. Она имеет несколько иные углы обзора, обусловленные ее расположением. ОПС имеет три оптических окна вместо четырех и включает систему стабилизации поля зрения, ИК-станцию переднего обзора FLIR (Forward-Looking Infrared System) фирмы "Thomson",телевизионную систему для нормального и низкого уровня освещенности LLLTV (Low light Looking Television System) и лазерный дальномер-целеуказатель, совмещенный с пеленгатором лазерного пятна. Дальность обнаружения целей в дневное время суток возросла до 15 км.
На следующем варианте комплектации КА-52 электроникой (1998-1999 годы) в носовой части фюзеляжа был установлен цилиндрический обтекатель с ОПС "Ротор" производства красногорского завода "Зенит". Для этого носовой обтекатель удлинили на 17%. При этом был сохранен и "Самшит-Э". Эта же прицельная система используется и на МИ-28Н. Она имеет два оптических окна для телевизионного дневного и тепловизионного ночного каналов. В качестве тепловизора (FLIR) была использована аппаратура "Victor" фирмы "Thomson". Дневной канал обеспечивает примерно те же дальности и характеристики по точности, что и система "Самшит-Э". Углы поворота башенной установки от +110 до -110о по азимуту. Необходимость дублирования и дневного и ночного каналов возникла в связи с ограничением углов обзора вниз прицельной системы, установленной над кабиной. За счет совместного размещения двух независимых ОПС надеялись обеспечить расширения поля обзора всего прицельного комплекса. "Ротор" должен был отображать ситуацию в нижней полусфере, а "Самшит-Э" – в верхней. В конечном итоге от размещения системы "Ротор" отказались, зарезервировав место в носовом отсеке для другого оборудования. Одновременно с ОПС "Ротор" на вертолете появился бинокулярный перископ с большим увеличением, визир которого находился в маленьком поворотном сферическом обтекателе под кабиной справа от продольной оси вертолета. Обтекатель визира подвижен в горизонтальной плоскости, а оптическая система внутри него – в вертикальной. Для дублирования системы подсветки целей перископ коллимирован с лазерным дальномером-целеуказателем. Окуляры системы находятся в кабине на рабочем месте стрелка. В дальнейшем перископ с вертолета был убран, а на его месте появилось другое прицельное оборудование.
Во время проведения тендера на поставку вертолетов Турции (2000-2001 годы) КА-52 использовался в качестве демонстрационного образца. Предполагалась установка на него иностранных прицельных систем, однако к тому времени они еще не были готовы, потому на первом этапе конкурса машине пришлось выполнять полеты вообще без ОПС. Позднее на него поставили макеты соответствующей прицельной аппаратуры. За кабиной располагался обтекатель ОПС "Самшит-Э", как это было с самого начала, на месте визира перископа появился сферический обтекатель для ИК-системы переднего обзора "Victor", а на противоположной стороне еще один обтекатель, по-видимому, для израильской ОПС, которая должна была ставиться там позже. В том же виде вертолет был продемонстрирован на МАКС-2001.
В настоящий момент все еще ведется поиск наиболее подходящего местоположения для оборудования и систем вертолета, которое бы обеспечивало идеальные углы обзора для всех ОПС и ОЭС, не меняя при этом центровку вертолета.
На шлемах обоих летчиков установлены нашлемные прицелы и очки ночного видения. На варианте вертолета с ОПС "Ротор" индикатор на лобовом стекле ИЛС имелся только над приборной доской пилота. Во всех остальных вариантах ИЛС расположены на обоих рабочих местах летчиков. ИЛС-31, сохранившиеся от КА-50 индицируют всю основную прицельную и навигационную информацию. Он содержит шкалу для отображения крена и тангажа вертолета, шкалу компаса с отметками направления до ближайших путевых точек, текущую скорость машины и ее высота над уровнем моря или над поверхностью, аналоговый индикатор вертикальной скорости, номер текущей путевой точки, расстояние до нее и расчетное время прибытия до нее.
Для дальнейшего расширения возможностей вертолета при действии в ночное время суток, а особенно в сложных метеоусловиях КА-52 будет оснащен РЛС "Арбалет" разработки НПО "Фазотрон-НИИР". Это двухдиапазонный когерентно-импульсный радиолокационный комплекс, работающий в двух диапазонах волн: L и Ka. РЛС состоит из двух частей: для обнаружения наземных целей и для воздушных целей. Блок слежения за наземными объектами в диапазоне волн Ka (8 мм) включает неподвижную антенну с фазированной решеткой FH-01-101 массой 32 кг, передатчик FH-01-102 массой 21 кг и приемник FH-01-109 массой 8 кг. Этот блок предназначен для картографирования местности с возможностью выбора различных зон обзора и масштабов, обнаружения, идентификации и определения текущих координат наземных целей с наложением полученной информации на цифровую карту, определения рельефа местности и обнаружения препятствий при полете на малых высотах, коррекции других бортовых навигационных систем, информационной поддержки ОПС и применения УР и НАР. В режиме "Воздух-поверхность" РЛС обеспечивает обзор по азимуту 120о, дальность картографирования до 32 км, обнаружение целей типа "Мост" на дальности до 25 км и "Танк" – от 8 до 12 км. Точность измерения координат по азимуту 12'`, по углу места 17` и по дальности 20 м. Кроме этого, система обеспечивает обнаружение проводов ЛЭП на дальности до 400 м и уклонов более 10о с расстояния в 1,5 км. Сопровождение на проходе до 20 целей. Вся информация отображается на МФД в кабине обоих летчиков. Не смотря на все это, этот сегмент комплекса обладает одним неустранимым недостатком. Волны Ka-диапазона достаточно сильно затухают во время дождя, в результате чего, дальность действия системы несколько сокращается.
На КА-52 блок РЛС "Воздух-поверхность" будет располагаться в носовом обтекателе, выполненном из радиопрозрачного сотопласта. Использование такой же аппаратуры запланировано на многоцелевом КА-60, а "Аллигатор", в свою очередь, станет первым в мире ударным вертолетом, оснащенным подобным комплексом.
Для обнаружения и определения госпринадлежности воздушных целей, а также для решения задач противоракетной обороны и обнаружения опасных метеообразований служит блок комплекса "Воздух-воздух", работающий в L-диапазоне радиоволн. Он включает надвтулочную антенну FH-01-201 массой 2,5 кг в цилиндрическом обтекателе, передатчик FH-01-202 массой 8 кг и приемник FH-01-203 массой 3,5 кг. Эта часть комплекса "Арбалет" имеет круговой обзор по азимуту и 60о по углу места. Зона точной пеленгации антенны 60о по азимуту, 30о по углу места. Дальность обнаружения цели типа "Штурмовик" 15 км, атакующей ракеты типа "Stinger" 5 км (то есть практически сразу после запуска), время обнаружения ракеты 0,5 сек. Обеспечивается возможность сопровождения на проходе до 20 целей. Впервые макет РЛС "Арбалет" в надвтулочном исполнении появился на вертолете одновременно с ОПС "Ротор". Поскольку комплекс также дает возможность устанавливать только блок "Воздух-воздух", использование блока "Воздух-поверхность" изначально не планировалось. С другой стороны, это позволит в перспективе устанавливать РЛС на базовую модификацию КА-50 или на КА-50Ш. Помимо этого, "Арбалет" установлен на МИ-28Н. Впервые система такого рода с надвтулочной антенной AAWWS "Longbow" была применена на американском вертолете AH-64D "Apache" (в перспективе на RAH-66). В отличие от станции "Арбалет" она могла обнаруживать и наземные цели, но с гораздо меньшей точностью и дальностью, чем у блока "Воздух-поверхность", и только подвижные цели.
Для обработки полученной информации используется процессор данных и процессор обработки сигналов. В их задачу входит сопряжение системы с бортовым прицельным и навигационным комплексом. Помимо этого, они обеспечивают также определение приоритетов объектов. Процессор данных Ц-181Ф построен на базе двух микропроцессоров intel 80486DX-4 с тактовой частотой 100 МГц. Емкость его оперативного запоминающего устройства (ОЗУ) составляет 8,8 Мб, постоянного запоминающего устройства (ПЗУ) -- 16 Мб. Помимо этого имеется полупостоянное запоминающее устройство. Процессор оснащен интерфейсом Q-bus (1 шт.), ARINC-429 (32 входных и 16 выходных разъемов), разовыми коммутаторами (8 входных и 8 выходных) и двумя шинами данных стандарта MIL-STD-1553B. Масса процессора 6,5 кг. Разработчик – РАЗ "Ленинец" г. Санкт-Петербург.
Процессор обработки сигналов Багет-55-04.01 имеет тактовую частоту 50 МГц, емкость ОЗУ 4 Мб и ППЗУ 16 Мб. Он оснащен интерфейсом Q-bus, серийными портами RS-232C и RS-422, разовыми коммутаторами (8 входных и 8 выходных), а также аналоговым RGB ТВ-выходом STANTAG-3550B. Масса процессора 12 кг. Помимо этого, в комплект РЛС входит синхронизатор FH-01-113, аналого-цифровой преобразователь (АЦП) FH-01-119, управляющий гетеродин FH-03-29, задающий генератор FH-01-122, источник вторичного питания FH-01-107 и распределитель первичного питания FH-01-130. Общая масса комплекса со всеми составляющими 140 кг. Наработка на отказ 150 часов, долговечность 5000 часов, срок службы 25 лет.
Летные испытания РЛС были запланированы на начало 2003 года совместно со вторым этапом государственных испытаний КА-52.
В соответствии с новыми возможностями прицельного оборудования и ПрПНК в целом, соответственно были введены возможности комплекса вооружения и внесены изменения в алгоритмы его применения.
Состав встроенного и подвесного стрелково-пушечного вооружения, а также неуправляемого ракетного вооружения не изменился. Как и прежде, оно включает 30-мм пушку 2А-42 в установке НППУ-80 по правому борту с боекомплектом 470 снарядов, контейнеры УПК-23-250 на подкрыльевых узлах подвески и НАР типов С-8, С-13 и С-24. Не смотря на более широкую носовую часть, углы поворота главного орудия влево не изменились. Для этого в передней части фюзеляжа сделан желоб, в котором находится ствол.
При прицеливании из пушки на ИЛС появляется прицельная сетка с градусной маркировкой, аналоговый индикатор расстояния до цели с отметками максимальной и минимальной дальности стрельбы. При этом также отображается тип используемого оружия и режим его применения (автоматический/неавтоматический). При появлении цели вокруг нее появляется Х-образная метка, лучи которой пересекаются, когда цель находится в зоне поражения.
Основным штатным противотанковым вооружением вертолета остались ПТУР 9А-4172 "Вихрь", по 6 ракет на каждом из внешних подкрыльевых пилонов. В перспективе установка усовершенствованных ПТУР 9М-4172 "Вихрь-М" (АТ-12). Их дальность пуска была увеличена с 8-10 до 12-14 км, что еще больше увеличило выживаемость и эффективность машины. Бронепробиваемость составила свыше 1000 мм. "Вихрь-М" сохранил массогабаритные характеристики на уровне, позволяющем применять его в том же сочетании и с тех же сочетаний, что и "Вихрь". При использовании ПТУР на ИЛС появляется пунктирная квадратная рамка зоны наиболее эффективного прицеливания. После обнаружения цели вокруг нее появляются квадратные скобки. Летчик должен пилотировать вертолет так, чтобы цель по возможности находилась в пределах прицельной рамки. По достижению дозволенной дальности стрельбы скобки вокруг цели замыкаются, образуя квадратную прицельную метку. После этого можно производить пуск ракет.
В дальнейшей перспективе установка ПТУР 9М-120 "Атака-В" (АТ-16). Этот комплекс предназначен для поражения современных танков, боевых машин, пусковых установок ракет, долговременных огневых точек типа ДОТ и ДЗОТ, низколетящих малоскоростных воздушных целей, а также живой силы противника в укрытиях и на открытой площади. Ракета "Атака-В" была создана на базе комплекса 9К-113 с ракетой 9М-114 "Штурм-В" (AT-6 "Spiral"), также предназначенной для использования на вертолетах. В это же семейство входят ПТРК сухопутных войск "Штурм-С" и "Хризантема". В сравнении с модификациями 9М-114, 9М-114М-1 и 9М-114М-2, ракета 9М-120 получила более мощный двигатель, который позволил увеличить дальность пуска, более мощную боевую часть со значительно большей бронепрбиваемостью, а также возможность использования перспективных систем наведения. Она построена по аэродинамической схеме "утка" с четырьмя дугообразными складными крыльями и двумя складными прямыми стабилизаторами. Полуавтоматическая радиокомандная система наведения была унаследована от последнего варианта 9М-114М-2, но вместо старой аппаратуры наведения типа "Радуга", "Радуга-П" или "Радуга-М" скорее всего, будет применяться система "Тор", совмещенная с ЦВМ вертолета. Эта система используется также на МИ-28, МИ-24ВМ и всех его современных его модификациях. Для ее установки на КА-52 необходимо найти свободное место (преимущественно в носовом отсеке, либо вынести ее в отдельный обтекатель) и ввести соответствующие алгоритмы управления в боевую ЦВМ.
Во время применения ПТУР "Атака-В" после "зацепки" ракеты на цель система управления информирует пилота о дальности до цели, предварительно измеренной лазерным дальномером, о необходимых маневрах вертолета для выхода в зону пуска и о возможности пуска. После входа вертолета в эту зону из ЦВМ поступает сигнал "пуск разрешен". После принятия решения о запуске ракеты пилот совмещает фиксированную метку на индикаторе или на ИЛС с целью и нажимает кнопку пуска, выбирая, таким образом, скорректированный режим программного наведения. При этом пилот ведет машину так, что подвижная метка цели остается в фиксированном квадрате. Одновременно он проверяет, совмещена ли метка с целью и если необходимо делает корректировку посредством манипуляций управляющими рычагами. Во время полета ракеты вертолет может маневрировать с углами рыскания 1-10о и креном до 30о. В отличие от ПТУР "Вихрь", "Атака-В" требует от пилота больше действий по наведению и управлению ракетой, обладая несколько меньшей дальностью и точностью стрельбы, а также меньшей помехозащищенностью. Применение этой ПТУР оправдано ее относительно малой стоимостью и большим боекомплектом на вертолете.
Комплекс поставляется с ракетами различных типов: 9М-120 -- базовая модификация с тандемной кумулятивной БЧ (бронепробиваемость более 800 мм), 9М-120М с тем же типом БЧ, но с увеличенной до 950 мм бронепробиваемостью, 9М-120Ф с фугасно-кумулятивной БЧ для поражения различных укрытий, 9М-120 с объемно-детонирующей БЧ, 9М-220 -- дальнейшее развитие 9М-120М с улучшенными характеристиками, 9М-220 со стреловидной осколочной БЧ для поражения воздушных целей. Она снабжена неконтактным взрывателем, способным реагировать на цель при пролете на расстоянии менее 4 м от нее.
Пусковая труба-контейнер является также направляющей при пуске ракеты. Одновременно она служит укупоркой при транспортировке, хранении и переноске ракеты. Старт из ТПК осуществляется с помощью вышибного заряда. На КА-52 ПТУР "Атака-В" будет подвешиваться на все основные пилоны в неподвижной авиационной пусковой установке АПУ-8/4У по 4 ракеты. Сама ПУ устанавливается на балочные держатели БДЗ-УВ. Помимо "Аллигатора" ракета используется на МИ-17Ш, МИ-24ВМ, МИ-24ПН и других современных модификациях вертолета, а также в качестве основного штатного противотанкового вооружения МИ-28Н.
Разработчик комплекса КБ приборостроения, изготовитель "Ижевский машиностроительный завод" и "Ковровский механический завод". Масса ракеты 43,5 кг. Дальность пуска 9М-120 – 0,4-6 км, 9М-220 – 0,4-7 км, 9М-120М – 0,8-8 км. Наибольшая эффективность при этом достигается на дальностях от 800 м до 4 км, что вдвое меньше, чем у ПТУР "Вихрь". Вероятность поражения цели типа "Танк" от 65 до 90%. Максимальная скорость полета 500 м/с, средняя – 350-400 м/с. Время полета на максимальную дальность 14,5 с. Двигатель двухступенчатый. Длина ракеты 2,1 м, максимальный диаметр корпуса 130 мм. Вес ракеты в ТПК 79 кг. Высота применения от 0 до 4000 м. Температура применения от -50 до +50°С. На вариантах с кумулятивной БЧ носовая часть сужается в форме штыря длиной 40 см для улучшения характеристик пробивания. ПТУР предназначена, в основном, для действия против целей, защищенных сравнительно слабой ПВО.
Сегодня наблюдается тенденция расширять возможности вертолетов по борьбе с воздушными целями с помощью легких ракет класса "воздух-воздух", созданных на базе переносных зенитных ракетных комплексов. Так произошло с американским ПЗРК "Stinger", французским "Mistrale" и английскими "Starstreack". На КА-52, КА-50Ш, позднее на КА-50 и на других модификациях вертолета специально для этих целей планируется устанавливать дополнительные пилоны для УР ближнего боя. Еще на КА-50 прорабатывалась возможность использования УР "Стрела-2М" 9М-32М, разработанной на базе одноименного ПЗРК (SA-7 "Grail"). Комплекс включал пусковую трубу 9П-54М, систему управления 9П-58 и применялся ранее на вертолете МИ-2УПР. Ракета имела ИК ГСН, осколочно-фугасно-зажигательную БЧ и двухступенчатый двигатель. Дальность пуска 4,2 км, высота применения от 50 до 2300 м, собственная скорость 430 м/с, масса ракеты 9,15 кг, масса БЧ 1,17 кг, длина 1,438 м, диаметр корпуса 72 мм. Комплекс обеспечивал автоматизированную стрельбу на догонных курсах и селекцию подвижной цели на фоне неподвижных помех. Комплект аэродинамических поверхностей включал два прямоугольных складных крыла и два также складных стабилизатора. Тогда от ракеты, разработанной еще в 1970 году отказались, как от устаревшей в пользу более мощных и современных Р-73.
На КА-52 для самообороны будут применяться УР класса "Воздух-воздух" ближнего боя 9М-39 "Игла-В". Эта ракета разработана на базе ПЗРК 9К-38 "Игла" (SA-18) и применяется также на вертолетах МИ-8, МИ-17Ш, МИ-24ВМ и МИ-28Н. Она предназначена для поражения медленно и среднелетящих воздушных целей. Разработчик – коломенское КБ Приборостроения. Ракета выполнена по аэродинамической схеме "утка" с четырьмя дугообразными складными крыльями и двумя складными стабилизаторами. Масса ракеты 10,8 кг, скорость полета 570-600 м/с. Дальность пуска 5,2 км, высота применения от 10 до 3500 м. Скорость поражаемой цели до 1400 м/с. Ракета оснащена мощной осколочно-фугасной БЧ массой 2,15 кг. Длина ракеты 1,639 м, диаметр корпуса 82 мм. Она способна выдерживать высокие перегрузки и имеет высокие характеристики по помехозащищенности. Также она реализует принцип "выстрелил и забыл". В системе управления применяется ИК двухспектральная ГСН 9Э-410 разработки АО "ЛОМО" с логической селекцией, способная различать истинные и ложные цели в условиях искусственных ИК-помех. В ГСН применена защита от воздействия станций модулирования помех. Вихревой датчик взрывателя обеспечивает заглубленный подрыв БЧ и остатков детонационоспособного топлива. "Игла -В" успешно поражает воздушного противника при применении им тепловых ловушек с темпом сброса 0,3 сек и мощностью излучения, превышающей мощность самой цели. Вероятность поражения самолета на встречном курсе 63%, на догонном 45%. В случае применения тепловых ловушек эта вероятность падает примерно на треть. По сравнению с УР "Стрела-2" вероятность поражения цели возросла более чем в 8 раз. Для "Иглы" не являются помехой очаги наземных пожаров и тепловое излучение от ведущей рядом огонь ствольной артиллерии.
В комплект входит также пусковое устройство 9П-39. Запуск производится из контейнера, который одновременно применяется для ее транспортировки и хранения. "Зацепка" цели ГСН ракеты осуществляется в контейнере под крылом вертолета через прозрачную для ИК-излучения крышку укупорки. При этом на ИЛС в кабине вокруг цели появляется ромбовидная метка, а в головные телефоны подается звуковой сигнал в виде зуммера, предупреждающий о готовности к стрельбе. После этого происходит заморозка ГСН, опознание госпринадлежности цели бортовыми средствами вертолета и производится пуск.
На дополнительные узлы подвески КА-52 возможно установить по два контейнера с УР. В случае необходимости такие же пусковые установки могут быть установлены и на все основные пилоны. Общее количество ракет при этом составляет 12 ракет, но тогда гораздо более целесообразно размещать на основных узлах ПУ по 6 или по 8 ракет с доведением их общего количества до 28 или до 36 штук.
На вертолетах КА-52, КА-50Ш и более поздних модификациях несколько изменены штатные варианты оснащения вооружением в сравнении с КА-50. Так почти отпала необходимость в использовании ракет Р-73 в варианте вертолета сопровождения, так как 4 ракеты "Игла-В" размещены на дополнительных подкрыльевых пилонах вне зависимости от того, какое оружие установлено на основных узлах. Если же действительно необходим максимальный комплект ракет класса "Воздух-воздух", то идеальным вариантом является размещение двенадцати ПТУР "Вихрь" или двух контейнеров НАР С-8 на внешних пилонах и шестнадцати УР "Игла-В" на внутренних пилонах, плюс еще четыре ракеты на дополнительных узлах подвески. При действии против бронетехники появилась возможность расположить по четыре ПТУР "Атака-В" на все основные пилоны, но с учетом сравнительно низкой эффективности этих ракет, выигрыш в 16 ПТУР "Атака-В" против 12 "Вихрь" или "Вихрь-М" выглядит достаточно сомнительным. Гораздо рациональнее можно использовать боекомплект, если размещать "Вихрь" на внешних пилонах и еще 8 ракет "Атака-В" на внутренних. В этом случае пилот мог бы умней использовать боезапас, решая в зависимости от ситуации, применение какой ПТУР более оправдано – сравнительно дорогих, мощных и эффективных "Вихрь" или менее совершенных "Атака". Тем не менее, на пути к такому решению стоит одна проблема. Необходимо обеспечить одновременное применение двух разнотипных ПТУР.
Ка-50К / Ка-52К
Уже достаточно длительное время существуют планы создания корабельной модификации КА-50 для борьбы с легкими и средними надводными кораблями типа "ракетный катер" или "сторожевой корабль", огневой поддержки морского десанта, а также сопровождения палубных транспортно-десантных и противолодочных вертолетов. При этом конструкция КА-50 изначально позволяла создание такой модификации. Углы опрокидывания вертолета при посадке примерно такие же, как у специализированных палубных КА-27 и КА-29, а усиление стоек шасси, увеличение коррозионной стойкости и другие характерные системы также не пришлось бы дорабатывать. В связи с этим существует аванпроект модификации КА-50К ("корабельный"), предназначенной для базирования на авианосцах типоразмера "Киева". На сегодня нет сколько-нибудь определенного представления о внешнем виде и характеристиках вертолета. Есть только цели, для которых машина могла бы быть создана. Именно поэтому не может идти речи об описании модификации как таковой. Эта глава посвящена только субъективному описанию изменений и усовершенствований, которые могут быть проведены на вертолете. Кроме того, здесь рассказано о перспективных направлениях развития электроники и бортовых систем для семейства вертолетов КА-50 в целом.
Основным препятствием к активной проработке проекта КА-50К стал вопрос о самой необходимости такого вертолета. В ВМФ уже почти 20 лет используется КА-29, ориентированный на выполнение приблизительно тех же задач. Однако он обладает двумя существенными недостатками: неспециализированной конструкцией, хуже адаптированной для ударных действий, чем КА-50К и гораздо более низкий уровень электроники и вооружения. С другой стороны, "Акула" лишена возможности высаживать десант. Здесь уже военным решать, какие именно задачи должен решать перспективный вертолет.
Во-вторых, при соответствующей доводке, с кораблей возможно применять и базовую модификацию КА-50. Она не будет столь эффективна на море, как КА-50К, но не потребует дополнительного времени и денег на доработку и закупку. Кроме того, морской вариант, скорее всего, частично потеряет свою эффективность на суше, то есть, перестанет быть многофункциональным. Тем не менее, это также спорный вопрос, а главной проблемой при этом становится нежелание военных иметь большое количество, в принципе схожих модификаций одного и того же вертолета.
В-третьих, к основным задачам ВМФ на сегодня относится доводка перспективного противолодочного вертолета КА-40. Военно-морским силам придется выбирать, что для них важнее: противолодочный КА-40 или ударный КА-50К. В этом случае выбор падет явно не на последнего. Особенно ситуация обостряется в связи с нехваткой финансирования на создание обоих вертолетов. В конечном итоге, судьба проекта выглядит очень туманно и его дальнейшая разработка, скорее всего, производиться не будет. Тем не менее, ниже приведены основные возможные изменения в конструкции, оборудовании и вооружении вертолета.
Первым требованием для базирования машины на кораблях является сокращение габаритов ее габаритов. Для этого лопасти и крыло большого размаха необходимо будет сделать складными. При этом неизвестно как это скажется на характеристиках несущей системы скоростной машины, которая испытывает большее количество воздушных нагрузок, чем менее "проворные" КА-27 и КА-29.
Также неизвестно будет ли экипаж состоять из одного или двух летчиков. Последний вариант является предпочтительным в связи с трудностью навигации над безориентирной водной поверхностью. С другой стороны, автоматизация комплекса БРЭО уже позволила однажды создать одноместный КА-50, а с современным уровнем электроники, постройка одноместного палубного вертолета не стала бы особой проблемой. Если КА-50К все же будет выполнен двухместным, то наилучшим стало бы рядное расположение мест, как это было сделано на КА-52. В этом случае можно было бы избежать трудностей с центровкой вертолета и расположить дополнительное оборудование в носовом отсеке. В случае с одноместной кабиной также потребовалась бы перекомпоновка всей носовой части фюзеляжа. На морском вертолете не обойтись без применения РЛС. Для совместного размещения РЛС и ОПС необходимо будет удлинить носовой отсек, сместив несколько назад кабину. На море не требуется такого высокого уровня бронирования, так что часть брони можно будет снять, избежав изменений в центровке машины. Не исключено использование стекол двойной кривизны для улучшения аэродинамики вертолета.
При ведении боевых действий на море часто не нужна мощная ОПС; достаточно оптической обзорной системы типа ГОЭС-520 для ориентирования и пилотирования над водной поверхностью. Однако для того, чтобы не потерять эффективность на суше при борьбе с бронированными целями вертолет должен иметь мощную и современную оптическую прицельную систему. В этом случае на выбор конструкторов существует большое количество различных по задачам и по характеристикам ОПС: "самшит-50", "Самшит-Э", "Ротор", а с недавнего времени и перспективный комплекс И-251М "Шквал-М". Эта система производства красногорского оптико-механического завода "Зенит" впервые была использована на штурмовике СУ-39. Она отличается повышенной дальностью эффективного обнаружения и опознавания целей, позволяющей применять перспективное оружие. Наиболее пригодным средством для поиска надводных целей является РЛС. В этом случае можно использовать станцию "Арбалет", но по возможности должна быть установлена более мощная РЛС. Наиболее перспективным вариантом является РЛС "Копье", также разработанная НПО "Фазотрон-НИИР". Первоначально она была установлена на истребителе МИГ-21-93, а затем ее усовершенствованный вариант "Копье-25" поставили на СУ-39. С незначительной доводкой под вертолетные условия эксплуатации и миниатюризацией система могла бы применяться как на КА-50К, так и на других модификациях вертолета под обозначением "Копье-50" или "Копье-В". Главным условием установки на КА-50 является незначительное расширение и удлинение носового отсека под совместное размещение РЛС и ОПС.
Система "Копье" имеет широкий набор режимов работы и использует самые современные методы обработки сигналов. Она работает в диапазоне радиоволн 3 см и служит для обнаружения и целеуказания в режиме "Воздух-воздух", "Воздух-поверхность" и "воздух-море". Кроме этого, она обеспечивает режим картографирования SAR (карта), в котором обеспечивает уже приемлемое разрешение.
В любых метеорологических условиях, в том числе сквозь густую облачность, группа танков может быть обнаружена на дальности 25 км, ракетный катер на море с расстояния 75 км, а крупные наземные цели типа "портовый док", "кран" или "мост" – до 100 км. Воздушная цель на встречном курсе обнаруживается с дальности более 50 км, а на догонном – с 25-30 км. После получения радиолокационного изображения местности на индикаторе оно может быть "заморожено". При этом для большей скрытности выхода к объекту удара излучение можно отключить, а высокоточная ИНС обеспечит выход в район цели. При использовании на сухопутных театрах военных действий в условиях визуальной видимости, если вертолет будет оснащен ОПС, предварительное целеуказание от РЛС существенно увеличит вероятность успешной атаки цели с первого захода, даже при одиночном применении вертолета без предварительного целеуказания. Система "Копье" позволяет помещать перед ее антенным блоком оптического прицельного оборудования, что облегчает компоновку в одном носовом отсеке РЛС и ОПС.
Для разведки и целеуказания на море может применяться вертолет дальнего противорадиолокационного обнаружения КА-31, пришедший на смену устаревшему КА-25Ц. С помощью радиолокационного комплекса Э-801 с шестиметровой антенной под фюзеляжем он может давать целеуказание по 20 целям с формированием трасс их движения, заменив, тем самым, КА-52 при действиях на море.
При соответствующей доработке узлов крепления вооружения его номенклатура может быть расширена за счет противокорабельных ракет Х-35 (AS-20 "Kayak"). Они имеют дальность пуска до 130 км, стартовую массу 480 кг с массой проникающей осколочно-фугасной БЧ 145 кг. Ракета оснащена активной радиолокационной ГСН в сочетании с инерциальной системой наведения. Длина корпуса 3,75 м, диаметр 420 мм. Х-35 предназначена также для использования на вертолетах КА-27, КА-28, КА-29 и КА-32А-7. ПКР предназначена для поражения надводных целей днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при интенсивных помехах и огневом противодействии противника. Она выполнена по нормальной аэродинамической схеме, имеет складное крыло и оперение. В нижней части корпуса имеется воздухозаборник трапециевидного сечения. Для маршевого полета используется малогабаритный турбореактивный двигатель, работающий на авиационном керосине.
На конечном этапе траектории используется активная радиолокационная система наведения, способная работать в условиях сильного радиопротиводействия. Бортовой комплекс управления с комбинированной системой наведения и радиовысотомером позволяет надежно поражать суда с водоизмещением до 500 т. Боевая эффективность ракеты повышается за счет полета на предельно малых высотах (3-5 м в зависимости от высоты волн), что значительно усложняет ее перехват корабельными противоракетными системами. Разработка ПКР ведется с 1986 года.
На КА-50К может появиться возможность использовать УР класса "воздух-воздух" средней дальности Р-77 РВВ-АЕ (AA-12 "Adler". Она предназначена для поражения самолетов и вертолетов в дальних воздушных боях днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, с любых направлений, на фоне земли и моря, в том числе, при активном информационном и маневренном противодействии противника.
Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме со складывающимися решетчатыми рулями, что определило ее высокие маневренные характеристики и низкую ЭПР. Она оснащена активной радиолокационной ГСН и инерциальной системой наведения с радиокоррекцией, что позволяет производить траекторный захват целей (многоканальность) и перенацеливание ракеты в полете с одной цели на другую. ГСН реализует принцип "выстрелил и забыл". По назначению и характеристикам Р-77 является аналогом американской ракеты AIM-120 AMRAAM средней дальности.
Р-77 перехватывает цели, летящие со скоростью до 3600 км/ч в диапазоне высот от 20 м до 25 км. Минимальная дальность пуска в заднюю полусферу 300 м. Ракета способна атаковать цели с бортовым углом относительно вертолета 90о. Максимальная дальность пуска 150 км, стартовая масса 175 кг, масса БЧ 21 кг, боевая часть стержневого типа. Перегрузка поражаемой цели 12 ед., вероятность поражения цели 70%. Длина ракеты 3,6 м, диаметр корпуса 200 мм, разах крыла 750 мм.
К перспективным разработкам относится УР "воздух-воздух" малой дальности Р-90 РВВ-ВК (AA-17 "ARCAIM"). Она находится на стадии разработки, и будет использоваться для расширения боевых возможностей вертолетов МИ-24. Р-90 относится к тому же поколению, что американские AIM-132 ASRAAM.
В случае, когда в боевой группе КА-50К хотя бы несколько машин оснащены ракетами Р-77 и Р-90, такая группа представляла бы реальную угрозу для любого противника, как на море, так и в воздухе, включая, истребители-перехватчики. Единственным условием для применения всех перечисленных видов вооружения является наличие бортовой РЛС.
В случае если вертолет все-таки будет оснащен ОПС, сохранится возможность применять ПТУР типа "Вихрь" и "Вихрь-М", однако в настоящий момент ведется разработка новой ПТУР с дальностью пуска, возросшей до 15 км. Помимо этого, тенденции развития противотанковых комплексов диктует переход на радиолокационные системы самонаведения, реализующие круглосуточное использование оружия и принцип "выстрелил и забыл". Не исключено применение на КА-50К нового типа ПТУР с полуактивной радиолокационной ГСН или разработка соответствующей модификации уже существующих ракет. На протяжении длительного времени в тульском КБ приборостроения разрабатывались гиперзвуковые ПТУР. Имея скорость 2000-3000 м/с, они поражают цели не за счет взрывчатого вещества БЧ, а за счет кинетической энергии бронебойного сердечника. Подобное оружие уже достаточно давно разработано в США (ПТУР HVM). Ракеты такого типа также являются возможным вариантом оснащения для новых вертолетов.
Практически все описанное перспективное оборудование и вооружение может стать не только частью проекта КА-50К, но и быть использовано при модернизации других вертолетов семейства Ка-50. Все это относится к перспективным направлениям развития машины.
Противотанковый ракетный комплекс "Гермес"
ПТРК большой дальности "Гермес" представляет собой перспективный комплекс высокоточного оружия нового поколения - разведывательно-огневой ПТРК многоцелевого назначения, сочетающий свойства артиллерийского и противотанкового комплексов. Комплекс предназначен для поражения современных и перспективных объектов бронетанковой техники, небронированных транспортных средств, стационарных инженерных сооружений, надводных целей, низколетящих малоскоростных воздушных целей, живой силы в укрытиях.
Комплекс управляемого оружия армейской авиации «Вихрь-М»
Противотанковый ракетный комплекс «Вихрь» начал разрабатываться в 1980 году, как основное противотанковое средство перспективного боевого вертолета Ка-50 и самолета Су-25Т - модификации штурмовика Су-25 с расширенными возможностями по поражению бронетехники. Головным разработчиком комплекса стало тульское КБП.
9М39 "Игла-В"
Управляемая инфракрасная ракета 9М39 "Игла-В" является легкой ракетой
класса "воздух-воздух" с малым радиусом действия и устанавливается в
основном на вертолеты Ми-28, Ми-28Н, Ми-24, Ка-50, Ка-52.
Пушка 2А42
Мощная пушечная установка калибра 30 мм заимствована в сухопутных войсках
и полностью унифицирована по используемым боеприпасам с боевой машиной
пехоты БМП-2. Пушка 2А42 имеет переменный темп стрельбы и селективное
боепитание из двух патронных ящиков, снаряжаемы бронебойными и осколочно-фугасными
снарядами. Это позволило на 30% повысить эффективность поражения наземных
легкобронированных и воздушных целей. Боевая живучесть ствола пушки
2А42 позволяет произвести отстрел всего боекомплекта (500 снарядов)
без задержек и промежуточного охлаждения. Как на БМП-2, так и на армейском
боевом вертолете, пушечная установка надежно работает в условиях повышенной
запыленности.
30 мм автоматическая пушка предназначена для борьбы с легкобронированными целями на дальность до 1500 м установками ПТУР, небронированными средствами и живой силой противника на дальностях до 4000м, также для стрельбы по воздушным целям, летящим на высотах до 2000 м с дозвуковыми скоростями и наклонной дальностью до 2500 м.
Пушка надежно работает в различных условиях эксплуатации : в диапазоне температур от -50 до +50°С ; в условиях дождя, пыли, обледенения, при условии выполнения требований, изложенных в инструкции по эксплуатации.
|
Ка-52К кабина РЛС Арабалет производство макет |
|
|
2 декабря 2011 года |