|
|
ЛТС лёгкий тактический самолёт
На выставке
МАКС-2021 анонсировано создание перспективного лёгкого тактического
самолёта, в первую очередь для зарубежного заказчика. Также рассматривается
вариант и для отечественных ВКС.
Вспомогательная силовая установка для автономного
питания систем в сравнении с основным конкурентом F-35 — ЛТС Checkmate получит в семь раз меньшую стоимость летного часа. (из статьи) в соответствии с пожеланиями заказчика новый истребитель может быть в двухместном, опционально-пилотируемом и беспилотном исполнении. ЛТС Checkmate был заложен как платформа с модульным модификационным потенциалом. Это реализуется за счет замены головной части фюзеляжа и адаптации систем на заводе-изготовителе. (из статьи)
Предполагаемые характеристики
масса: изд.117C - 14500 кгс / 8870 кгс изд.117 - 16000 кгс / 10100 кгс изд.30
- 17500 кгс / 11000 кгс площадь крыла 58.2 м2
один из заказчиков: В конце
февраля 2017 г. было объявлено, что Россия и Объединённые Арабские Эмираты
(ОАЭ) договорились о совместной работе по созданию лёгкого истребителя
пятого поколения. Работа над проектом должна начаться в 2018 году, а
через семь-восемь лет - его производство, однако остаётся неясным, приведёт
ли такое партнёрство к конкретным результатам.
ЛМФС Легкий многоцелевой фронтовой самолёт
Задача создания нового истребителя, способного в начале двадцать первого века заменить фронтовой истребитель МиГ-29, ставилась еще в середине восьмидесятых годов. Работы велись в два потока, КБ Сухого и КБ Микояна развивали несколько отличные друг от друга концепции такой машины. КБ МиГ основной функцией нового фронтового истребителя продвигало истребительные задачи, работа по земле здесь отходила на второй план. Суть машины, получившей на фирме индекс 412, была созвучна проходящему в то время испытания МиГ-29М. КБ Сухого пошло своей дорогой. Развивая параллельно с созданием легкого фронтового истребителя (ЛФИ) идею стелс-штурмовика, призванного "уравновесить" заокеанский А-12 "Авенджер II", группа под управлением Бабака проектировала истребитель - штурмовик Су-137. За создание такого самолета в разное время брались многие маститые фирмы, но связать в одно звено и "коня" - бронированный штурмовик и "трепетную лань" - высокоманевренный истребитель, ранее не удавалось. Залогом успеха должен был стать перспективный двигатель АЛ-41Ф (изд.20) с низким удельным весом, изменяемой степенью двухконтурности и всеракурсным соплом. В качестве силовой установки рассматривался и альтернативный вариант - Р179-300, интересный, в первую очередь, для палубного варианта машины, поскольку являлся развитием "пламенного сердца" Як-141. Концепция одномоторного штурмовика довольно спорная, что в конце концов и повлияло на выбор ВВС - Су-25Т. С другой стороны имеется многолетний опыт применения подобных машин Су-17 и МиГ-27. Американцы также пытались продвинуть в качестве ударного свой одномоторный F-16XL. Упор в успешном применении такого истребителя-штурмовика кроме частичного бронирования (общий вес средств повышения живучести Су-137 достигал 1500 кг) ложился на "многофункциональное сопло" (так тогда называли сопло всеракурсное). Пикирование "змейкой" с применением непосредственного управления подъёмной силой, для этого у машины имелись переднее горизонтальное оперение и фюзеляжные закрылки, теоретически позволяли до минимума сократить время нахождения в зоне прицельного огня зенитных установок. Атаку переносных зенитных комплексов брала на себя система подавления инфракрасных головок самонаведения "Сухогруз", позже установленная на Су-25Т. Тогда, в начале девяностых, теорию так и не удалось проверить на практике, попытка запустить Су-137 в серию закончилась ничем, микояновский проект также затих до лучших времен. В это время заокеанские стратеги наконец определились с концепцией своего "легкого истребителя". Задачи работы НУРСами перед этой машиной не ставилось, дядя Сэм любит стрелять издалека, поэтому броня оказалась невостребованна (хотя машина и рассматривалась как замена штурмовика А-10). Зато заказчик серьезно осложнил задачу требованием снижения эффективной площади рассеивания (ЭПР) и коротким взлетом / вертикальной посадкой. Сейчас еще рано говорить о верности или ошибочности выбора таких приоритетов, но следует отметить что требование вертикальной посадки серьезно ограничило истребительные возможности JSF. Применение вентилятора, максимально возможного диаметра в рамках конструкции машины, с тягой только 8200 кгс, вынудило конструкторов сдвинуть маршевый двигатель как можно ближе к центру тяжести, сократив тем самым длину канала воздухозаборника до минимума, что повлекло за собой ограничение по максимальной скорости равное М=1.6. Отметим, что машины четвертого поколения которые JSF призван заменить - F-16 и F-18, разгоняются до М=2 и М=1.8 соответственно. Ныне, после снятия с вооружения палубного перехватчика F-14, эти функции лежат на F-18, даже его максимальная скорость в этой роли недостаточна, что же будет с ПВО авианосной ударной группы когда на палубе останется лишь JSF? В начале нового тысячелетия "лучшие времена" наконец настали и для отечественного легкого истребителя. Пусть и с некоторым опозданием по срокам, но успешно продвигается тема "основного" истребителя-перехватчика Т-50, почему-то стыдливо именуемого "...комплексом фронтовой авиации", хотя к ней-то он имеет довольно опосредованное отношение. В новый век КБ Сухого вошло с готовыми "бумажными" проектами компактного легкого истребителя С-56, С-21 и самолета Марбашева, КБ Микояна развивало линию масштабной модернизации МиГ-29. На новом этапе появление двигателя изд.117 для ПАК ФА сулило выгоды и в создании на его базе одномоторной машины. Если в действиях ОКБ "Су" в этом плане пока нет ясности, то интерес индийской стороны к работам ОКБ "МиГ" пролил некоторый свет на его проекты. В 2003 году микояновцы вели как минимум две темы подходящие под определение легкий истребитель, в тот период кстати, он именовался ЛФС (легкий фронтовой самолет, слово "самолет" в отличии от "истребитель" подразумевает некую многофункциональность). Один из них, уже известный нам двухмоторный истребитель-бомбардировщик являющийся дальнейшим развитием МиГ-29. Видимо после отработки вариантов МиГ-29М, М1, М2 и оснащенного ПГО М3, конструкторы решились на радикальный шаг - смену аэродинамической компоновки. Самолет, известный как И-2000, по слухам утратил горизонтальное оперение и стал бесхвосткой. Преимущества такого выбора известны со времён "Аналога-144" построенного на базе МиГ-21, позже этим путём прошли создатели F-16XL и даже для Су-27 рассматривался подобный приём. Большие внутренние объёмы новой компоновки позволили радикально увеличить дальность полёта, исправив тем самым основной недостаток МиГ-29. Количество внешних узлов увеличено в 1.5 - 2 раза, ЭПР снижена. Маневренность машины, как минимум осталась на уровне МиГ-29, благодаря применению всеракурсных сопел "КЛИВТ". Вторым претендентом на роль ЛФС выступал лёгкий одномоторный истребитель, назовём его "1.12". По неподтвержденным данным это самолёт с двигателем изд.117С или изд.117, одним килём и расположением воздухозаборников а-ля F/A-18E/F. Внутренне расположение нормальной боевой нагрузки (2 УР малой дальности и 2 УР средней дальности), низкая ЭПР, высокая тяговооруженность 1.3 - 1.4, сверхзвуковая крейсерская скорость в районе М = 1.3, радиус действия без подвесных баков на уровне МиГ-29 с "подвесными", позволяют машине серьезно "огрызнуться" при встрече не только с европейскими "одноклассниками", но и по возможности задать "жару" более тяжёлым американским F-22 и F-35. Как известно с 2005 года тема стала именоваться "лёгким многофункциональным самолётом" (ЛМФС). Вероятно роль только истребителя-бомбардировщика уже не устраивала заказчика. На повестке дня висит замена в скором времени основной рабочей лошадки фронтовой авиации - Су-25, почему бы не озадачить новую машину еще одной ролью, тем более что работы в этом направлении велись еще двадцать лет назад? Надо полагать, что для ЛМФС задача утюжить НУРСами окопы не станет типовой. Использование истребителя ценой 40 млн.$ (цена для внутреннего заказчика) с пилотом подготовка которого обходится нынче в 3 - 5 млн.$ в столь опасных манёврах граничит с глупостью. Вероятно эти роли перейдут к легким ударным самолетам (ЛУС) на базе Як-130, в том числе и беспилотным. Высокая тяговооруженность, обусловленная требованиями сверхманевренности, позволяет создать на базе такой машины вариант с коротким взлётом и вертикальной посадкой. Преимущества такого палубного истребителя очевидны, если Су-33 способен базироваться на корабле водоизмещением 50 - 60 тыс.тонн, недавно созданный на индийские деньги МиГ-29К/КУБ позволяет снизить это требование до 28 тыс.тонн, то ЛМФС может базироваться даже на вертолётных площадках корветов, естественно должным образом подготовленных. В варианте с вертикальным взлетом и посадкой истребитель с нормальной нагрузкой (4 УР воздух-воздух) имеет радиус действия 340 - 500 км. Появление такой машины на флоте может радикально изменить расстановку сил, поскольку становится возможным создание единого боевого корабля относительно небольшого водоизмещения, в классе эсминца или ракетного крейсера, способного нести на борту 8 - 12 лёгких многофункциональных истребителей. Роль крылатых ракет большой дальности в этом случае полностью перейдет к палубной авиации, ибо дальность действия такого комплекса возрастает до фантастической величины - 2000 км, причём целеуказание обеспечивают сами истребители. Появление ЛМФС можно ожидать в 2020 - 2025 годах, после запуска в серию ПАК ФА. Отечественные ВВС могут получить порядка 260 машин, ВМФ - 60. Очевидно, что экспортная составляющая в производстве ЛМФС будет еще значительней, поскольку машины с такими возможностями за такие деньги, сегодня даже не разрабатываются. Сейчас отечественные истребительные конструкторские бюро фактически представляют единую структуру, громкие имена "Су" или "МиГ" уже не актуальны, самое время перейти к почину времён "Короля истребителей" Н.Н. Поликарпова и назвать истребитель просто истребителем, тем более что ПАК ФА известен как "И-21", ЛМФС в таком случае может быть либо "И-16" либо "И-25", что одинаково справедливо.
Истребитель -25 (И-25А) плоское сопло
Вид сбоку 18.97 кв.м Вид сверху 63.1 кв.м Вид спереди 5.62 кв.м Объём 18,88 куб.м Площадь крыла 39 кв.м
Общий вес топлива 5235 кг / 7035 кг ( 2 х 900 кг)
Дальность полёта Расход крейсерский 0.62 кг/кгс*ч Расход на максимале 0.75 кг/кгс*ч
Дальность полёта, полная заправка + ПТБ 3600 км Дальность полёта, полная заправка 2800 км
Радиус действия воздух - воздух 970 км воздух - земля 1300 км на сверхзвуковой скорости 470 км
Вес: Максимальный 19700 кг Перегоночный 16500 кг (с ПТБ) Нормальный 12700 кг (50% топлива) 16300 кг (100 % топлива) Пустого 9200 кг Снаряженного 9400 кг Топлива 3900 кг / 5235 кг Нагрузки 600 кг / 5000 кг
Нагрузка: нормальная 2 Р-73 + 2 Р-77 = 220 кг + 380 кг = 600 кг максимальная 6 АБ-500 + 4 АБ-500 = 5000 кг, плюс 4 подкрыльевых АКУ по 50 кг
Истребитель-25 «вертикалка» (И-25В)
Вид сбоку 18.97 кв.м Вид сверху 63.1 кв.м Вид спереди 5.62 кв.м Объём 18,88 куб.м Площадь крыла 39 кв.м
Общий вес топлива 3800 кг / 5600 кг ( ПТБ 2 х 900 кг)
Дальность полёта
горизонтальный взлет / посадка 2000 км с ПТБ 2800 км сверхзвуковая 960 км
короткий взлёт / посадка 1700 км вертикальный взлёт / посадка 1500 км
типовой радиус действия воздух - воздух 700 км воздух - земля 940 км на сверхзвуковой скорости 340 км
Вес: Максимальный 19150 кг Нормальный 12800 кг (50% топлива) 14750 кг (100% топлива) Пустого 10000 кг Снаряженного 10220 кг Топлива 3800 кг / 5600 кг с ПТБ Нагрузки 600 кг / 5000 кг
Нагрузка: нормальная 2 Р-73 + 2 Р-77 = 220 кг + 380 кг = 600 кг максимальная 6 АБ-500 + 4 АБ-500 = 5000 кг, плюс 4 подкрыльевых АКУ по 50 кг
------------
«МиГа» пятого поколения не будет.
---------
Отвечая на вопросы журналистов накануне МАКС-2007, первый
заместитель генерального директора - генерального конструктора РСК «МиГ»
Сергей Цивилев сказал, что «МиГ» не ведет работы по созданию истребителя
следующего поколения. «Если отвечать на вопрос (когда появится «МиГ»
пятого поколения?) коротко и лаконично, то такая задача перед нами не
стоит. Министерство обороны не высказало заинтересованности в создании
такого рода самолета».
22 августа 2007 года. -----------
Завод им. Климова обсуждает с РСК "МиГ" вопрос создания двигателя для легкого варианта истребителя 5-поколения.
http://www.profile.ru/items/?item=17379 ....Второй российско-индийский
авиапроект — истребитель пятого поколения — находится в еще более подвешенном
состоянии.
http://lenta.ru/news/2005/11/21/indimig/ ...во время визита министра обороны Индии Пранаба Мукерджи в Россию ему показали несколько проектов перспективных легких истребителей, которые не были одобрены Минобороны РФ. Среди них были проекты РСК "МиГ", один из которых более всех заинтересовал индийскую делегацию. Сообщается также что министра заинтересовал проект именно одномоторного истребителя. Очевидно у КБ МиГ появился шанс стать лидером в разработке истребителя пятого поколения.
...По его словам, руководство РСК "МИГ" планирует продолжить работы по созданию легкого истребителя нового поколения. "РСК "МИГ" будет обязательно работать над так называемым легким истребителем. Потому что, не всем же летать на больших самолетах. Некоторые задачи можно решать с помощью менее дорогих эффективных машин", - сказал главком.
...Наряду с двухдвигательным истребителем пятого поколения, разработкой которого занимается компания "Сухой", в перспективе может быть создан легкий однодвигательный многофункциональный истребитель. "Мы убеждены, что такой самолет нужен. И в перспективе обязательно к нему придем. Если у нас появится тяжелый двухмоторный истребитель и вследствие этого дорогой, то будет и одномоторный истребитель. Жизнь все равно заставит сделать такую машину", - заявил "Интерфаксу-АВН" заместитель генерального директора научно-производственного объединения "Сатурн" Виктор Чепкин. Он отметил, что обе машины будут оснащены одним и тем же двигателем. "По этому пути уже давно идут США. Они сначала делают дорогой истребитель, например F-15, а потом, используя тот же двигатель, разрабатывают одномоторный истребитель типа F-16, который менее дорогой, но зато более массовый", - сказал В.Чепкин. Он отметил, что такая же идеология у китайцев. У них по лицензии производится тяжелый двухдвигательный истребитель Су-27 и есть свой одномоторный самолет F-X. По словам В. Чепкина, "во времена СССР мы тоже переходили на американскую концепцию". "Известно, что параллельно с МФИ (многофункциональным фронтовым истребителем) разрабатывался и ЛФИ (легкий фронтовой истребитель)", - сказал он Чепкин сообщил, что Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" уже обратилась к НПО "Сатурн" по поводу установки двигателя пятого поколения на легкий фронтовой истребитель.
Лёгкие истребители.
ОКБ практически постоянно работало над проектами однодвигательных легких истребителей. Только такие самолеты могли иметь минимальную стоимость изготовления и эксплуатации. До стадии инженерных записок выполнены следующие проекты.
1981 г. (по другим данным 1984-85 годы) — однодвигательный легкий истребитель, обозначенный шифром «41». Предполагалось, что на первом этапе самолет будет оснащаться двигателем Р-33 с тягой 8300 кгс, а на втором этапе - модифицированным двигателем с тягой 10000 кгс. Истребитель первоначально проектировался по нормальной аэродинамической схеме, он имел крыло с наплывом и боковые воздухозаборники. Взлетная масса с двумя ракетами Р-73 составляла 9,5 т. На первом этапе должна была устанавливаться РЛС типа «Комар» с обычной параболической антенной, на втором этапе — станция с фазированной антенной решеткой. Скорость ограничивалась числом М=1,7, предусматривались взлет и посадка с грунта. Расчетная дальность полета достигала 2000 км, с ПТБ - 3000 км. На истребителе могли подвешиваться ракеты ближнего боя Р-60 или Р-73Э, стрелковое вооружение состояло из пушки ГШ-301, масса бомбовой нагрузки составляла до 3,5 т. Во втором варианте аэродинамической компоновки истребитель не имел горизонтального хвостового оперения, а перед крылом располагалось небольшое ПГО. Этот вариант по летно-техническим характеристикам и взлетной массе практически не отличался от первого. Более тщательная проработка воздухозаборника показала возможность увеличения числа М до 1,84.
...нормальный взлетный вес - 9800 кг, вес топлива 2900 - 3000 кг, двигатель
РД-33К, ПрНК аналогичен МиГ-29М (урезан в режиме "воздух-поверхность"),
проигрывал МиГ-29 по установившемуся маневру (так как тяговооруженность
ниже), выигрывал по не установившемуся маневру (нагрузка на крыло),
уверенно выходил на большие углы атаки, большие высотность и дозвуковая
дальность.
фрагменты статьи Алексея Захарова "Тактический самолет для России – попытка рыночного подхода" источник: http://www.almanacwhf.ru/?no=4&art=8
...Еще в середине 80-х годов в ОКБ им. Микояна по заказу военных выполнялась НИР, которая показала возможность создания штурмовиков и истребителей, имеющих массу почти в два, а стоимость - как минимум, в полтора раза меньше, чем у современных самолетов при аналогичных боевых характеристиках. При этом особое внимание уделялось снижению стоимости не только производства, но и эксплуатации ЛА. ...Оба проекта ОКБ им. Микояна - штурмовик и истребитель - создавались как самолеты "особого периода", т.е. оптимизированные для производства в военное время. Для этого периода характерны нехватка сырья и комплектующих, снижение квалификации производственного, летного и технического персонала, нарушение связей в кооперации производства, недостаток топлива и т.п. Нетрудно отметить, что все эти характеристики отражают и современное состояние российской авиации и промышленности. ...Создание "истребителя особого периода" оказалось сложной задачей в силу более жестких (по сравнению со штурмовиком) требований. Тем не менее, удалось создать проект самолета с нормальной взлетной массой около десяти тонн, который по своим основным тактико-техническим характеристикам практически не уступал МиГ-29. Перед предоставлением материалов Заказчику аэродинамики КБ трижды производили перерасчет характеристик, добиваясь, чтобы данные проекта не превосходили (!) по своим показателям МиГ-29, который КБ в то время рекламировало как "лучший истребитель завоевания превосходства в воздухе". Истребитель с одним двигателем РД-33 был спроектирован, в общем, по достаточно традиционной схеме "бесхвостка с ПГО", но имел некоторые оригинальные компоновочные решения. За счет этого удалось обеспечить отличную устойчивость / управляемость на больших углах атаки (что, в свою очередь, давало выигрыш в маневренности). Параллельно удалось добиться снижения массы конструкции и улучшения эксплуатационных характеристик (в частности, по съему / установке двигателя и доступу к блокам БРЭО). Несколько уступая МиГ-29 в установившемся вираже (за счет меньшей тяговооруженности), новый истребитель имел преимущество в неустановившемся маневре, скороподъемности и дозвуковой дальности. ...Для истребителя "экономический эффект" был не столь впечатляющим, но его расчетная стоимость составила 2,2 млн. руб., в то время как МиГ-29 стоил 3,7 млн. руб., а Су-27 - порядка 5 млн. руб.
1970 г. - легкий фронтовой истребитель с одним двигателем АЛ-31Ф с тягой 12300 кгс. У самолета была нормальная аэродинамическая схема с неподвижным крылом, имеющим излом передней кромки, и боковые воздухозаборники. Предполагалось создать максимально облегченную конструкцию, позволяющую получить стартовую тяговооруженность 1,4. Расчетная максимальная скорость на высоте составляла 2350 км/ч (М=2,2), у земли - 1450 км/ч, практический потолок был 21500 м. Расчетная дальность полета с боевой нагрузкой достигала 2800 км при полете на высоте и 1000 км - у земли, а перегоночная — 5000 км. Предусматривалась возможность посадки на грунтовой аэродром. В вооружение, подвешиваемое на шести точках пол крылом, входили ракеты средней дальности К-27 и весь существовавший арсенал ракет ближней дальности, а также ограниченно подвижная пушка калибра 30 мм. Самолет мог нести до 3 т бомб. По составу оборудования истребитель был близок к проектируемому в то время МиГ-29 и даже имел РЛС заднего обзора в обтекателе на киле. Проект оказался крайне напряженным в весовом отношении, кроме того, возникли сомнения в возможности обеспечения высокого значения аэродинамического качества. Двухдвигательный МиГ-29 представлялся более перспективным проектом, поэтому дальнейшая детальная проработка легкого фронтового истребителя с одним двигателем АЛ—31Ф не проводилась.
|
обновление 18.09.2021
-----
-----
----
прогнозы МиГ2000
МиГ-33
|
23 января 2010 года |