NGAD
Next Generation Air Dominance
Тема палубного самолёта пятого
поколения появляется на горизонте уже не в первый раз. В США в конце
восьмидесятых годов активно продвигалась программа первой "палубной
невидимки" A-12. Этот ударный самолёт был предназначен для замены А-6,
весьма почтенного возраста. Но главный бич всех американских программ
- превышение финансовых лимитов, похоронил "Авенджер II" еще до первого
полёта демонстратора. Аналогичная ситуация случилась и с другой мечтой
адмиралов - NATF. Он в свою очередь должен был заменить F-14 "Томкет".
Таким образом флот встретил 1992 год без всякой надежды заполучить в
перспективе хоть какой-нибудь "стелс". Утешительным призом стала глубокая
модернизация истребителя-штурмовика F/A-18C/D - F/A-18E/F. Легкая пелена
малозаметности практически не ухудшила лётно-технические характеристики,
а возросший взлетный вес компенсированный двигателями с повышенной тягой,
существенно расширил возможности истребителя.
В связи с отсутствием интереса со стороны ВВС к "большой машине", они
в это время из последних сил боролись за F-22 и с существенными потерями
(187 вместо 750) всё же его отстояли, флоту не удалось выбить финансирование.
В ВВС AX (экспериментальный ударник, позже с закрытием NATF переименованный
в FX - экспериментальный истребитель) рассматривали как полноценную
замену для F-111, F-15E и F-117. Несмотря на это уже на ранней стадии,
в 1993 году, ВВС и ВМФ пришли к согласию по требованиям к летно-техническим
данным, хотя для флота возможности машины в операциях "воздух-воздух"
были более значимы чем для военно-воздушных сил, где в этой сфере доминирует
"Раптор". Тема была окончательно прикрыта в 1993 году с одновременной
активизацией работ по "единому ударному истребителю".
Девяностые годы прошли в хлопотах по JAST/JSF - будущему "лёгкому" истребителю
F-35.
После долгого перерыва, летом 2008 года на шоу в Сан-Диего в рамках
демонстрации будущей стратегии флота Соединенных Штатов, были показаны
альтернативные концепции по программе F/A-XX. Все четыре представленных
концепции представляли из себя дозвуковые малозаметные самолеты с дальностью
3300 - 5600 км. Причём беспилотные варианты планировалось держать в
воздухе до 50 часов.
Уже через год, летом 2009 года, отделение Boeing Phantom Works показало
новое отражение концепции F/A-XX. Эта машина относится к шестому поколению
сверхзвуковых истребителей и должна прийти на смену F/A-18E/F примерно
через 10-15 лет (F/A-18C/D, как известно, будет заменён на F-35). Новый
многоцелевой, как следует из названия, истребитель должен вобрать в
себя ряд новых технологий как то: двигатели с изменяемым циклом, визуальная
малозаметность, увеличенную долю композитов в конструкции, передовую
электронику и так далее. Внешний вид самолёта радикально отличается
от концепции продемонстрированной год назад на "Неделе авиации и космической
техники". Наблюдается отход от схемы чистого "летающего крыла" и возвращение
к более привычным формам. Подфюзеляжные воздухозаборники и ярко выраженный
наплыв крыла подразумевают высокую маневренность машины. В то же время
отказ от горизонтального и вертикального оперения и узкие, экранированные
снизу сопла вероятно призваны довести эффективную площадь рассеивания
этого истребителя до уровня F-117 - не выше 0.2 кв.м. Нормальный
взлетный вес самолёта - 18000 кг.
Модель этой машины в масштабе 1:16 была показана и в мае 2010 года на
выставке ЭКСПО-2010. Каких-либо видимых изменений за это время она не
претерпела. На модели видны три отсека боевой нагрузки - два для ракет
"воздух-воздух" и один большой, где может размещаться оружие класса
"воздух-земля".
Параллельно на плакате был показан проект гораздо более крупной машины,
как сообщается в классе не ниже F-22 (нормальный взлетный вес 27000
кг). На фоне досрочного прекращения производства "Раптора" и проблем
с закупкой F-35 создание такого истребителя кажется фантастикой, тем
не менее представитель Боинга отметил заинтересованность ВВС и ВМФ США
в этом проекте. После того как начнется полномасштабная замена F/A-18C/D
в ВМФ и F-16 и A-10 в ВВС на F-35, откроется потребность для будущей
замены F/A-18E/F и F-22 после 2025 года.
Анализ рисунка позволяет оценить максимальный взлетный вес "тяжелой
версии" в 40 - 42 тонны. Это выглядит несколько странновато для палубной
варианта машины, в своё время F-111B погорел уже на планке в 34 тонны,
тем не менее теоретически это возможно, испытанная недавно электромагнитная
катапульта позволяет поднять самолет весом до 45-и тонн, столько же
осилит и самолетоподъёмник. Более предпочтительный для такой машины
двигатель F135 с большей тягой и степенью двухконтурности, поместится
здесь не может. Зато F119 от "Раптора" смотрится "как родной". "Прямолетающий"
по причине верхних воздухозаборников доминатор оснащен "смотрящей вниз"
АФАР, вероятно обновленная версия станции того же F-22, двумя ёмкими
отсеками нагрузки длинной 7.5 метров и большими внутренними объёмами
позволяющими разместить баки с 10 - 12 тоннами топлива. Дальность полёта
без подвесных баков оценивается в 3300 км.
К 2010 году программа получила новое, неблагозвучное в русской транскрипции
название - NGAD (Next Geneation Air Dominance) - "воздушный доминатор
следующего поколения", что позволяет расширить тему и на создание специального
вооружения для этой машины. Также как и в проекте F/A-XX, подразумевается
создание опционально пилотируемого самолёта, способного работать в беспилотном
режиме, не исключено создание и специальной машины.
Новый прожект может дать Боингу возможность поквитаться с концерном
Локхид-Мартин выигравшим конкурс JSF со своим F-35.
Работа над выбором прототипов будущего истребителя может начаться в
конце 2011 года, что может привести к постройке демонстраторов уже в
2013 - 14 годах. Боинг планирует построить не только пилотируемый, но
и беспилотный демонстратор.
По мнению представителей фирмы Боинг основной упор следует сделать на
заказ от флота. Фирма понимает, что заказчик хочет получить замену "Супер
Хорнета" с более высокой тягой двигателей на сверхзвуковой скорости,
с низкой заметностью, интегрированными в конструкцию датчиками и высокой
маневренностью, то есть "палубный Раптор".
Версия истребителя "лайт" (18000 кг) показанная в 2009 году получила
продолжение в 2010-м. На этот раз, видимо помятуя о провале "летающего
крыла" X-32, Боинг показал самолет нормальной аэродинамической схемы,
но очевидно с пониженной маневреностью - воздухозаборники переместились
в зону аэродинамической тени на верхнюю часть фюзеляжа, и такой же малозаметностью,
за счет гладкого брюха и отказа от вертикального оперения. Если упор
на "стелс" еще можно понять - "потому что это модно", то лишить "воздушный
доминатор" возможности вести маневренный бой представляется спорным
решением.
Задача максимум для ВВС и
ВМФ США получить единую машину которая после 2025 года заменит F-22
и F/A-18E/F. Подобная машина уже была – F-4 Фантом, и не смотря на противоречивые
требования, показала себя весьма неплохо, став даже символом экспансии
американской военщины.
--------
ВВС F-4(1958) – F-15(1979) – F-22(1990) – F-26(2022, 2032)
ВМФ F-4(1958) – F-14(1970) – F/A-18(1978) - F/A-18E/F(1995) – F-35(2006)
- F-26(2020, 2033) 2045)
Тяговооруженность (2022 год) для ВВС 1.4 - 1.8 и 0.65 – 1.12 для ВМФ.
Тяга двигателей 47000 кг х 0.65 = 2 х 15810 кгс - F119 (!)
Вес в варианте ПВО – 28200 кг
NGAD, он же F/A-XX, он же ADF
Длина 19.2 м
Размах 15.63 м
Высота 3.6 м
Площадь крыла 120 кв.м
Вид сбоку 28.53 кв.м
Вид сверху 135 кв.м
Вид спереди 15.9 кв.м
Объём 80 куб.м
Вес:
максимальный взлетный 45000 кг
нормальный взлетный 32000 кг
пустого 21000 кг
топлива 12000 кг
нагрузки 12000 кг
Скорость макс. 1900 км/ч
Скорость крейсерская 1000 км/ч
Дальность без ПТБ 3500 км / с ПТБ 4100 км
|
22.04.2018
_small.jpg)
----
_small.jpg)
_small.jpg)
----
_small.jpg)
_small.jpg)
_small.jpg)
_small.jpg)
_small.jpg)
_small.jpg)
_small.jpg)
_small.jpg)
_small.jpg)
_small.jpg)
----
_small.jpg)
_small.jpg)
_small.jpg)
_small.jpg)
_small.jpg)
_small.jpg)
----
_small.jpg)
----
_small.jpg)
_small.jpg)
_small.jpg)
_small.jpg)
-----
_small.jpg)
_small.jpg)
_small.jpg)
_small.jpg)
_small.jpg)
_small.jpg)
_small.jpg)
_small.jpg)
-----
_small.jpg)
_small.jpg)
_small.jpg)
-----
_small.jpg)
_small.jpg)
_small.jpg)
_small.jpg)
|