Самолеты
противолодочной обороны (ПЛО).
Модернизация самолетов Ил-38 морской авиации ВМФ России может
начаться в конце этого года
Москва. 10
января. ИНТЕРФАКС-АВН - Завершить государственные совместные
испытания и начать модернизацию самолетов Ил-38 морской авиации ВМФ
России планируется в этом году.
"Осенью прошлого года было получено положительное предварительное
заключение заказчика на модернизированный самолет Ил-38, оснащенный
прицельно-пилотажной системой (ППС) "Новелла". После этого машина
была передана на государственные совместные испытания, которые
продлятся примерно год", - сообщил "Интерфаксу-АВН" генеральный
директор Авиационного комплекса имени С.В.Ильюшина Виктор Ливанов.
По его словам, в конце текущего года планируется приступить к
модернизации строевых самолетов Ил-38 морской авиации ВМФ России. На
модернизированных самолетах Ил-38 вместо автоматизированной
поисково-пpицельной системы "Беpкут" установлена ППС "Новелла"
разработки холдинговой компании "Ленинец". Она включает РЛС высокого
разрешения, телевизионно-тепловизионную подсистему, инфракрасный
датчик, радиогидроакустическую систему, магнитометр и систему
радиоэлектронной разведки (последняя установлена над фюзеляжем в
носовой части самолета).
ППС "Новелла" обнаруживает воздушные цели на расстоянии до 90 км,
надводные - до 320 км. При этом система способна одновременно
удерживать в поле зрения до 32 целей.
-----------
Противолодочная оборона является
самой большой головной болью для флотов всех стран. Несмотря на предпринимаемые
усилия достойного решения этой проблемы не найдено. По прогнозам заокеанских
специалистов обнаружение ПЛ с достаточной вероятностью станет возможным
не ранее 2020 года.
К масштабным работам над
перспективными самолетами ПЛО приступили в конце семидесятых годов.
Именно тогда начались работы над будущим бомбардировщиком Ту-202, но
пока только в ипостаси противолодочного самолета для замены Ту-142.
Десятилетием позже появились проекты летающей лодки А-40 и
патрульного самолета Ту-204П. "Альбатрос" создавался
для замены в авиации ВМФ Бе-12, а Ту-204П - Ил-38.
В конце восьмидесятых - начале
девяностых в качестве альтернативы Ту-202 предлагался дальний
противолодочный самолет на базе Ил-96, известный под индексом
Ил-120.
В девяностых годах в связи с сокращением
расходов на оборону, всю эту "разношерстную" компанию решили заменить
одним типом самолета - противолодочным вариантом фронтового бомбардировщика
Су-34.
По обрывочным сведениям эта машина
оснащается облегченным вариантом комплекса "Морской змей" от холдинга
"Ленинец" в составе: БРЛС с синтезированной апертурой, оптико-локационного
датчика, магнитометра, системы РГБ (72 буя), аппаратуры разведки и РЭБ.
Конечно многофункциональная машина,
к тому же с вдвое меньшим взлетным весом, однозначно проигрывает специализированному
самолету, но с учетом низкой эффективности самолетов ПЛО может быть
это и правильно. В крайнем случае такую машину можно переключить на
решение других задач.
Еще более интересным вариантом
может служить модификация Су-33КУБ, что позволит в перспективе оснастить
этим самолетом и будущий авианосец.
К сожалению даже в таком урезанном
варианте проблема усложняется низким темпом производства Су-34. Запланированный
к 2010 году один полк этих самолетов не обеспечит даже замены Су-24,
не говоря уже о других задачах.
Ту-204П/Ту-330П
Предположительно работы над противолодочным
вариантом Ту-204 были начаты в середине - конце восьмидесятых годов.
Детали этого проекта неизвестны досих пор. Скорее всего машину предполагалось
оснастить разрабатываемым в то время комплекс "Изумруд" или его дальнейшим
развитием, системой "Морской змей".
Статья из книги "Противолодочные
самолеты", Артемьев А.М. 2002 год.
...Таким образом,
появилась система, получившая изящное название — «Изумруд» (Ид-8). В
ее состав вошло 68-канальное приемное устройство «Волхов», аппаратура
обработки и отображения гидроакустической информации; антенно-фидерные
устройства; блоки сопряжения «Изумруда» с «Беркутом»; уже упоминавшиеся
буи РГБ-16. Предусматривалась также навигационная подсистема, обеспечивающая
более высокую точность решения навигационных и тактических задач.
Испытания системы Ид-8 проводились с 4 апреля по 13 ноября 1990 г. с
выполнением 20 полетов, налет составил 58 ч. Они показали, что в сравнимых
условиях дальность обнаружения ПЛ буями РГБ-16 превышает аналогичный
показатель при использовании РГБ-1А в два-три раза. К положительным
свойствам системы относились возможность наблюдения за МО выставленных
буев с помощью бортовой аппаратуры независимо от контакта с ПЛ; количество
каналов, обеспечивающих прослушивание буев РГБ-16 (РГБ-1А) увеличено
до 64 (24 в системе «Беркут»); появилась возможность выбирать оптимальное
заглубление гидрофона (фиксированные установки 20, 150 и 300 м) для
учета особенностей гидрологических условий в районе поиска.
По данным испытаний, при поиске с использованием ВИЗ получена дальность
обнаружения ПЛ 6 км в районе моря глубиной 1500 м при совмещенном взрыве
(ВИЗ подрывается в точке постановки буя, для чего необходимо произвести
повторный заход). Однако выявились некоторые существенные недостатки
метода: сложность подтверждения контакта и определения дальности до
ПЛ, локализации ее местоположения, что заставило усомниться в объективности
данных испытаний и целесообразности его практического применения для
поиска, а тем более для слежения.
Еще до окончания испытаний в январе 1990 г. на авиаремонтном заводе
№ 30 в г. Пушкине один из самолетов 24 оплап дд оборудовали опытным
образцом системы «Изумруд-8». К концу 1992 г. серийные образцы аппаратуры
установили на пяти самолетах, к середине 1996 г. добавилось еще семь.
К этому времени в частях еще оставался инженерно-технический состав,
обладавший большим опытом, и поэтому техническое обслуживание новой
системы не вызвало больших трудностей. После установки системы на самолет
перепрошивались кассеты постоянного запоминающего устройства ЦВМ.
...В 2000 г. организация, разработавшая систему «Изумруд-8», сменила
название и превратилась в Научно-исследовательский институт системотехники
холдинговой компании «Ленинец». Она в течение ряда лет продолжала исследования
и разработку ППС, именовавшуюся в экспортном исполнении «Морской змей».
Система предназначается для решения широкого круга задач, решаемых патрульными
самолетами (поиск и уничтожение ПЛ, радиоэлектронное наблюдение за морской
поверхностью, минных постановок, а также противокорабельные задачи),
компенсируя недостатки бортового оборудования предшествующего поколения,
и с полным основанием может называться многоцелевым радиоэлектронным
комплексом. Кроме задач военного назначения предусматривается возможность
решения задач поиска и спасения людей при морских бедствиях на море
и решения задач мониторинга морской поверхности.
В состав комплекса «Морской змей» входят несколько подсистем: радиолокационная;
радиогидроакустическая; магнитометрическая; радиотехнической и оптико-тепловизионной
разведки; вычислительная; аппаратура навигационного обеспечения.
При решении противолодочных задач основным информационным средством
поиска является радиогидроакустическая подсистема. Она предназначена
для приема и обработки информации от буев по 96 каналам. В ее состав
входят пассивные ненаправленные буи РГБ-41; пассивные направленные РГБ-48;
активный буй-излучатель РГБ-58. Они обеспечивают обнаружение ПЛ по их
шумам в инфразвуковом и звуковом диапазонах частот; измерение их пеленга;
поиск и определение координат ПЛ с помощью активных буев. В состав комплекса
входит аппаратура гидрологической разведки с двумя сбрасываемыми буями.
Радиогидроакустическая система спроектирована по модульному принципу
и обеспечивает полный цикл приема и обработки информации от 8 буев.
Все буи имеют вес от 10,5 до 16 кг, диаметр 120 — 150 мм и длину от
1000 до 1260 мм.
В РАС с перестраиваемой частотой передатчика и мощностью в импульсе
25 кВт использована волноводно-щелевая решетка С механическим сканированием
по азимуту. Радиолокационная станция обеспечивает высокую помехоустойчивость,
межобзорное накопление и постоянную частоту ложных тревог, сопровождение
на проходе (без потери обзора). Предполагается, что дальность обнаружения
выдвижных устройств ПЛ (эффективная площадь рассеяния в радиусе 1 кв.
м) может составить 30 — 35 км. Модульная конструкция РЛС позволяет наращивать
ее функции.
Контейнер обработки радиолокационной информации обеспечивает межпериодную
и межобзорную обработку радиолокационных сигналов.
Принципиально новым средством обнаружения являются радиотехнические
буи РТБ-81 для обнаружения ПЛ по их магнитному моменту с последующей
передачей информации по радиоканалу на борт самолета. Оптико-телевизионная
система предназначена для обнаружения, сопровождения и классификации
надводных целей, обладающих тепловой контрастностью и оптической заметностью
в светлое время суток. Она состоит из двух каналов: телевизионного и
тепловизионного, расположенных на поворотной платформе с гиростабилизацией
по крену и тангажу в пределах 30 град. Система может работать в режиме
наведения поля зрения в заданном направлении по предварительному целеуказанию,
режиме ручного или автоматического управления от управляющего вычислительного
комплекса.
Система радиотехнической разведки безусловно необходима на патрульном
самолете. В ее состав входят антенные приемные устройства, различные
функциональные блоки (обнаружения, пеленгования), а также сопроцессор
сигналов. При решении противолодочных задач система работает в основном
и дежурном режимах, обеспечивая возможность обнаружения, идентификации
и пеленгования радиотехнических средств ПЛ на дальностях, превышающих
радиогоризонт.
Управляющая вычислительная система служит для обработки вторичной информации
от систем и управления работой всего комплекса. В штатной ситуации два
оператора управляют информационными системами и решают тактические задачи,
третий оператор управляет работой РЛС и системой радиотехнической разведки.
На унифицированном рабочем месте устанавливаются большеразмерные цветные
прямоугольные жидкокристаллические индикаторы и жидкокристаллические
панели управления. На индикаторы поступают обработанные данные от систем,
цифробуквенная и символьная информация вычислителей. В целях улучшения
эргономических характеристик унифицированного рабочего места при проектировании
комплекса стремились минимизировать количество органов управления, и
на пульте находятся только необходимые оператору в данном режиме органы
управления.
Аппаратура навигационного обеспечения предназначена для определения
и выдачи в сопрягаемые устройства текущих параметров полета самолета
для обеспечения управления самолетом в полуавтоматическом и автоматическом
режимах.
После 2000 года фирма "Туполева"
предложила МО обновленный комплекс ПЛО на базе перспективного военно-транспортного
самолета Ту-330.
...Руководство
фирмы "Туполев" рассчитывает, что Министерство обороны проявит интерес
к проекту патрульного самолета Ту-330.
"Министерство обороны РФ уже проявляет интерес к проекту патрульного
самолета Ту-330, поскольку его характеристики будут существенно превосходить
заданные проектные характеристики противолодочного и патрульного самолета
этого типа - Ту-204П", - завил "Интерфаксу-АВН" в пятницу
генеральный конструктор ОАО "Туполев" Игорь Шевчук.
По его словам, "в варианте самолета Ту-330 с двигателями НК-93 получаются
уникальные летные характеристики, в частности, на режиме барражирования,
существенно превышающие тактико-технические характеристики самолета
Ту-204П".
"Ряд усовершенствований расширяют возможности новой машины как патрульной
и противолодочной и позволяют активно использовать ее в иных операциях
над морем", - заявил генеральный конструктор.
Все, что было наработано при проектировании самолета Ту-204П,
будет использовано при создании патрульного варианта Ту-330. Степень
унификации и преемственности новой машины по конструкции и системам
в сравнении с самолетом Ту-204П составляет до 70% сказал
И.Шевчук.
Говоря о силовой установке самолета Ту-330, И.Шевчук заявил, что "ОАО
Туполев - единственное ОКБ, поддерживающее создание двигателя НК-93
с тягой 18-19 тонн".
"Он полностью устраивает создателей Ту-330 под нагрузку 30 т с последующим
развитием самолета. Кроме того, этот двигатель удовлетворяет перспективным
требованиям ИКАО по шумам и эмиссии вредных веществ", - сказал И.Шевчук.
Ранее он сообщил "ИФ-АВН", что заказывающим управлением Минобороны РФ
уже готовится техническое задание на разработку самолета Ту-330 в транспортном
варианте.
Сейчас система "Морской змей"
в варианте модернизации Ил-38 носит название "Новелла"
...Первый
полет модернизированного самолета Ил-38Н с макетом перспективного навигационного
поисково-прицельного комплекса "Новелла" ("Морской змей") состоялся
весной 2001 года. С ноября 2002 года идут государственные испытания
этого комплекса, завершить которые планируется до конца текущего года.
Предусматривается переоборудование большинства состоящих на вооружении
авиации ВМФ самолетов Ил-38 до стандарта Ил-38Н на 20-м авиаремонтном
заводе в городе Пушкин под Санкт-Петербургом.
Предназначенная для оснащения морской авиации система "Новелла" способна
обнаруживать воздушные цели на расстоянии до 90 км, надводные - до 320
км. При этом система одновременно удерживает в поле зрения 32 цели как
над, так и под водой. Применяется для ведения радиолокационной подводной,
надводной и воздушной разведок, выдает целеуказания оружию.
Комплекс "Новелла" объединяет цифровую ЭВМ с постами управления для
двух операторов, каждый из которых оборудован 13-дюймовыми жидкокристаллическими
индикаторами, и пост командира, оснащенный большим монитором. "Все блоки
соединяются между собой через специальные шины. Такое решение позволяет
интегрировать любое целевое оборудование по выбору заказчика", - подчеркнул
собеседник агентства.
По данным из открытых источников, сегодня в составе авиации Северного
флота находятся десять Ил-38, на Тихоокеанском флоте - 15 машин этого
типа и еще несколько - в Центре боевой подготовки и переучивания летного
состава морской авиации ВМФ России на авиабазе в городе Остров (Псковская
область).
|
22.04.2018











_small.jpg)

|