|
|
Су-27КУБ фрагмент из книги "Су-27 Рождение легенды"
В 1983
году из МАП в ОКБ пришло распоряжение о разработке на базе Су-27К корабельного
самолета-постановщика помех, унифицированного с «сухопутным» самолетом
аналогичного назначения. В соответствии с этим указанием, к декабрю
1984 года в ОКБ было разработано «Техпредложение по самолету Су-27КП».
В этом документе был представлен проект постановщика помех, представляющий
собой двухместный самолет на базе корабельного истребителя Су-27КМ,
материалы по которому были выпущены годом ранее. Однако такой вариант
модернизации, предусматривавший радикальную переделку машины, не вызвал
«восторга» в МАП, Согласно Решению ВПК от 31 октября 1986 года ОКБ было
предписано разработать новый вариант самолета. Проект постановщика помех
Су-27КПП был разработан в ОКБ на базе Су-27КУ к сентябрю 1987 года и
разослан по инстанциям для получения заключений. «Вялые» работы в этом
направлении продолжались вплоть до 1989 года, после чего были свернуты
в связи с прекращением финансирования. Параллельно с этим, в 1987-89
годах, и позднее, уже в конце 90-х, на уровне переписки с заказчиком
фигурировал проект корабельного разведчика-целеуказателя под обозначением
Су-27КРЦ, однако никаких серьезных документов по этой теме не оформлялось.
---------- ...в сентябре прошлого года, в.«ОКБ Сухого» прошла макетная комиссия по доработанному самолету Су-27КУБ, который в ближайшее время может заказать ВМФ России в учебно-тренировочном, а затем, возможно, в учебно-боевом и многоцелевом вариантах. Уже несколько лет в ОКБ идет разработка новой головной части фюзеляжа для Су-27КУБ, предусматривающая изменение компоновки кабины: вход в нее теперь будет осуществляться не через нишу передней опоры шасси, а через единый для обоих летчиков откидывающийся вверх-назад фонарь. Улучшится обзор, появится новое информационно-управляющее поле кабины экипажа, а правый летчик наконец получит полный комплект органов управления (сейчас на первом Су-27КУБ правый летчик фактически не имеет возможности управлять двигателями. Кроме того, в перспективе предусмотрено внедрение на Су-27КУБ давно разрабатываемой схемы двойного складывания крыла, которая позволит уменьшить габариты самолета при его корабельном базировании. По составу бортового оборудования Су-27КУБ предстоит унифицировать с разрабатываемым многофункциональным истребителем Су-35, поэтому, по всей видимости, проходящая с 2003 г. на Су-27КУБ испытания новая РЛС с ФАР «Сокол» («Жук-МСФЗ») разработки корпорации «Фазотрон-НИИР» уступит место создаваемой сейчас для Су-35 в НИИП им. В.В. Тихомирова РЛС с пассивной ФАР «Ирбис» (см. «Взлёт» №4/2006, с. 41). а.ф.
----------
Самолет Су-33УБ (ранее известен как Су-27КУБ) является дальнейшим развитием истребителя корабельного базирования Су-33. Он способен решать чрезвычайно широкий круг задач - от подготовки летчиков корабельной авиации до борьбы с особо важными воздушными целями, а также нанесения ударов высокоточным оружием по кораблям и наземным объектам противника. Первый полет опытного самолета Су-33УБ состоялся 29 апреля 1999 года на аэродроме в Жуковском (летчики-испытатели Виктор Пугачев и Сергей Мельников). Сообщалось, что в постройке находится второй опытный самолет этого типа. По своим боевым характеристикам и диапазону решаемых задач Су-33УБ значительно превосходит многоцелевой тяжелый палубный истребитель ВМС США Нортроп Грумман F-14D "Томкэт", а также перспективные палубные истребители Боинг F/A-18E/F "Супер Хорнит и Дассо "Рафаль"М. Бортовой комплекс Су-33УБ должен стать основой для создания ряда многоцелевых самолётов различного назначения. Машина может найти применение не только в морской авиации, но и Военно-воздушных Силах: уникальные взлетно-посадочные характеристики позволяют ей базироваться на аэродромах с короткими (или разрушенными) взлетными полосами, а наличие складного крыла - размещать во всех типах имеющихся в ВВС укрытий. Предполагается, что Су-33КУБ заменит не только палубный Су-33, но и перехватчики Су-30 в ВВС.
--------------
29 апреля
1999 года произошло внешне малопримечательное событие - совершил первый
полет первый опытный экземпляр нового корабельного учебно-боевого самолета
Су-33КУБ. Казалось бы, вполне заурядный факт: новые модификации в семействе
Су-27 появляются каждые два-три года. Однако создание этого самолета
означало, что надежды США на возврат мирового лидерства в области аэродинамики
и "истребителестроения" не оправдались. Су-33КУБ безусловно является
новым важным этапом в развитии отечественной истребительной авиации.
По сравнению с лучшим в аэродинамическом отношении современным серийным
истребителем Су-27 аэродинамические характеристики новой машины резко
продвинулись вперед. Аэродинамическое качество Су-33КУБ возросло более
чем на 10%. Это достигнуто, в первую очередь, за счет применения "интеллектуального"
адаптивного крыла с гибким носком. Элластичная обшивка носка, в которой
отсутствуют ранее неизбежные щели, обеспечивает плавность формы и позволяет,
в сочетании с отклонением флаперонов, постоянно оптимизировать профиль
крыла в соответствии с конкретным полетным режимом, а также полностью
устраняет перетекание воздуха с нижней поверхности на верхнюю.
Истребитель оснащен усовершенствованным вариантом – "морского" двигателя
АЛ-31Ф, получившего систему управления вектором тяги. Цифровая система
дистанционного управления теперь контролирует работу не только аэродинамических
поверхностей - (ПГО, хвостового оперения, флаперонов, носка и закрылков),
но и двигателей. При этом обеспечиваются минимальные потери на балансировку
и увеличивается подъемная сила (в формировании которой теперь участвует
не только крыло, но и горизонтальное оперение). Для Су-33КУБ создан и уже проходит испытания уникальный отечественный цифровой процессор с быстродействием в десятки миллиардов операций в секунду. Применение новой архитектуры и современной элементной базы позволило, по сравнению с серийным Су-33, снизить в несколько раз массу БРЭО при увеличении возможностей бортового комплекса. Многоканальный информационный комплекс Су-33КУБ будет обеспечивать экипажу круговую информацию о воздушной обстановке. Для истребителя создается полностью твердотельная бортовая радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой. Применение суперпроцессора обеспечило БРЛС чрезвычайно высокую разрешающую способность и позволило упростить конструкцию.
Однако работа радиолокационной станции на излучение для боевого самолета
нового поколения должно сводится к минимуму, что обусловлено требованиями
скрытности. Для получения информации о противнике на Су-33КУБ используются
тепловизионный и низкоуровневый телевизионный каналы, дополненные лазерным
дальномером.
Экипаж самолета состоит из двух человек, кресла которых размещены бок-о-бок
(как на Су-24 или Су-27ИБ). Это обеспечивает хорошее взаимодействие
летчиков в полете, возможность их непосредственного контакта между собой.
Кроме того, оптическая система захода на посадку на палубу авианосца
(как у нас, так и у американцев) накладывает жесткие ограничения на
положение глаз летчика при нахождении самолета на глиссаде. Однако при
тандемном размещении экипажа пилот в задней кабине помещен несколько
выше переднего летчика, что затрудняет использование оптической посадочной
системы. В настоящее время еще рано утверждать с полной определенностью, какое расположение ручки управления самолетом - центральное или боковое - лучше. Поэтому конструкторы предусмотрели возможность установки обеих РУС. Время покажет, какая из них окончательно "приживется". На общей приборной доске в кабине экипажа будет размещено пять цветных индикаторов отечественного производства (один общий с размером экрана по диагонали 21 дюйм и четыре 15-ти дюймовывх). Использование разрабатываемого в настоящее время нашлемного прицела-индикатора позволит полностью отказаться от применения индикатора на лобовом стекле. Су-33КУБ становится первым отечественным истребителем, получившим бортовой генератор кислорода, обеспечивающий также выработку азота. Таким образом, удалось значительно уменьшить зависимость самолета от наземной (или корабельной) обеспечивающей инфраструктуры, уменьшить численность персонала, задействованного в обслуживании самолета.
Вообще, по сравнению с истребителями предшествующих типов, техническое
обслуживание нового самолета заметно упростилось. Несмотря на то, что
Су-33КУБ официально именуется учебно-боевым, это мощная многофункциональная
машина, способная решать широкий круг боевых задач - от поражения воздушных
целей (в том числе таких сверхсложных, как самолеты ДРЛО) до применения
высокоточного оружия по кораблям и наземным объектам противника. Для
поражения относительно "дешевых" целей (например, катеров) на борту
сохранилась и 30-миллиметровая пушка. Бортовой комплекс самолета Су-33КУБ должен стать основой для создания ряда многоцелевых самолетов различного назначения. Машина может найти применение не только в морской авиации, но и Военно-Воздушных Силах: уникальные взлетно-посадочные характеристики позволяют ей базироваться на аэродромах с короткими взлетно-посадочными полосами, а наличие складного крыла - размещать во всех типах имеющихся в ВВС капониров.
Новый истребитель совершает в небе лишь свои первые шаги. Хочется надеяться,
что в обозримом будущем он займет достойное место в боевом строю авиации
России, по-прежнему сохраняющей статус великой авиационной державы. · 1) Сверхманевренность (читай: способность в ближнем маневренном бою из любого положения выйти на позицию для пуска ракеты, либо выполнить противозенитный маневр). · 2) Технологичность в обслуживании (все обслуживание должно сводиться к заправке топливом / маслом / гидрожидкостью / воздухом плюс подвеской боекомплекта. Время обслуживания - минимальное). · 3) Если я все правильно понял, то новая стратегия заключается в придании самолету "неуязвимости". С помощью датчиков (облучения, тепловых и оптических, а может и иных) обнаруживаются источники угрозы, не только истребители противника, но и пущенные ими ракеты. Бортовая ЭВМ, обладающая "интеллектом", оценивает ситуацию и рассчитывает противозенитный маневр автоматически. Либо дает команду на пуск ракет малой дальности по ракете противника.
16 июня 2000 года произошла предпосылка к летному происшествию, самолет сел, был потушен титановый пожар. Самолет пилотировал Виктор Пугачев. Проходил полет на отработку трансзвуковых режимов. Во время разгона на форсаже самолет начало резко трясти, Виктор Пугачев убрал форсаж и отдал ручку от себя с целью снизить скорость полета. Далее последовал резкий удар, сорвало левую створку фонаря, правая треснула пополам, оторвало левое ПГО. Начался пожар левого двигателя. Кресло штурмана «развернуло» поэтому возможность катапультирования не рассматривалась.
Хронология аварии:
- полностью оторвало левое ПГО, - оно попало в левый воздухозаборник и срезало его от начала до 28 шпангоута, срезало наискосок – внешнюю стенку от середины в начале и под корень в конце. Нижнюю стенку в начале целиком, в конце чуть меньше половины. - обломки воздухозаборника попали в двигатель, - начался пожар левого мотора, - на гондоле, в районе камеры сгорания со стороны ПСС образовались два прогара, один размером с кулак, другой – меньше, - одновременно сорвало левую створку фонаря, она попала в адаптивный носок крыла и снесла одну секцию, - далее створка или оторванный носок попадает в стабилизатор и рубит его посередине хорды до первого лонжерона.
К новому году машина уже летала. Летом 2003 года на самолете были установлены двигатели с управляемым вектором тяги и БРЛС "Сокол".
Характеристики Су-33КУБ
длина 21,2 м размах 15,9 м высота 5,7 м площадь крыла 71,4 кв.м
двигатели АЛ-31Ф третьей серии, 2 * 12800 кгс АЛ-31ПФ
максимальная взлетная масса 38800 кг боевая нагрузка 6500 - 8000 кг
максимальная скорость 2120 км/ч у земли 1300 км/ч практический потолок 17000 м практическая дальность 3200 км максимальная перегрузка + 8,5
БРЛС " СОКОЛ" ( ЖУК-МСФ)
На базе бортовой радиолокационной
станции «Жук-МЭ» корпорацией «Фазотрон-НИИР» создается семейство радаров,
предназначенных для установки не только на истребители МиГ-29, но и
на Су-30, сообщил «Интерфаксу-АВН» заместитель генерального директора,
первый заместитель генерального конструктора корпорации Юрий Гуськов.
«На базе радара «Жук-МЭ» мы разрабатываем
еще один радар — «Жук-МСФЭ» с фазированной антенной решеткой, т.е. имеющий
антенну с электронным сканированием луча», — сказал Ю. Гуськов. Он сообщил,
что над этим радаром корпорация работает уже около 6 лет. Созданная
«Фазотроном-НИИР» фазированная антенная решетка отличается большим углом
сканирования (отклонения луча антенны) до 70 градусов и отсутствием
дифракционных «паразитных» лепестков в диаграмме направленности.
(Москва. 09.06.2004) ЖУК – МСФ наиболее современный радарный проект ОКБ «Фазатрон». Радар будет иметь диаметр антенны 980 мм и весить 275 кг. Одновременно сопровождая 24 цели и автоматически обстреливает от 6 до 8 из них.
|
|
|
|
13 июня 2011 года |