|
|
ВМС США выделили дополнительные средства на строительство эсминцев DDG-1001 и DDG-1002 класса «Зумвальт»
США изменили проект эсминцев будущего
Министерство обороны США внесло несколько изменений
в программу разработки перспективных эскадренных миноносцев класса DDG-1000
Zumwalt, сообщает Defense News. В частности, Пентагон решил разработать
"с нуля" половину радарной системы новых эсминцев, а также продлить
программу разработки кораблей на один год - теперь она завершится не
в 2015-м, а в 2016 году.
Lenta.ru
Денис Кораблёв
DDX
История создания
Работы над обликом перспективного эсминца нового поколения для ВМС США начались в 1991 году. Первоначально, как и следует, были разработаны оперативно-технические требования к перспективным кораблям нового поколения, затем прошли исследования в области «стоимость-эффективность». В исследования входило множество работ по облику перспективных кораблей, оценка их боевой устойчивости в составе различных корабельных соединений, в результате чего были сформированы оперативно-технические требования к целому семейству боевых кораблей будущего. В 1998 году начались работы над концепцией нового эсминца, программа создания нового корабля получило свое первое название DD-21. Первоначально DD-21 должен был иметь водоизмещение порядка 14000 тонн иметь вооружение до 128 универсальных пусковых установок и одну 155-мм артиллерийскую установку. Как свойственно американцам работа над перспективным проектом велась на конкурсной основе между General Dynamics c вооружением и системами Lockheed Martin против Northrop Grumman`s c системами Raythen Systems. В 2000 году работы дошли до стадии эскизного проекта, а в 2001 году программа была откорректирована получив новое условное обозначение DD(X), в новую программу была включена разработка в корпусе эсминца крейсера зональной ПРО под обозначением CG(X). 29 апреля 2002 были объявлены результаты конкурса, по результатам которого дальнейшие работы по разработке проекта будут вестись по проекту разработанному Northrop Grumman`s, с которой и был заключен контракт на сумму 2,8 млрд долларов на дальнейшие работы по проекту, в которые входило создание и тестирование натурных полноразмерных макетов отдельных элементов бортов, антенн, надстройки, а также создание демонстратора Sea Jet (обитаемая модель эсминца длиной 40 метров и водоизмещением 120 тонн) и множество других проектов над которыми работало более 30 компаний во главе с Northrop Grumman`s. Строительство первого корабля планировалось начать в 2004 году с окончанием работ в 2008 году, в дальнейшем планы были пересмотрены закладка 2005 год и передача флоту в 2010г. В связи с большим количеством новизны дороговизны проекта DDG 1000, планы по строительству головного корабля и дальнейшей серии неоднократно менялись, сперва были озвучены планы строительства 32 кораблей, при средней стоимости серийного корабля порядка 750 млн долларов, затем стоимость серийного корабля поднялась до 1 млрд. долларов, сейчас стоимость серийного эсминца оценивается в 2,3 млрд. долларов, а строительство головного корабля оценено в 3,3 млрд. Нужно сказать, что чтобы удержать стоимость корабля в разумных рамках, проект несколько раз пересматривался, после чего водоизмещение корабля было ограничено до 14500 тонн с 18000, пришлось уменьшить боезапас артиллерийских установок и их скорострельность, за счет отказа от полной автоматизации АУ.
Sea Jet
В программу разработки перспективного эсминца входило создание его масштабной 50 метровой самоходной модели демонстратора AESD водоизмещением 120 тонн, получившего название Sea Jet. Весь проект создания демонстратора финансировался центром Военно-морских исследований ONR. 24 августа 2005г в городе Бэйвью на озере Lake Pend Oreille, состоялась официальная церемония по началу испытательных работ. Sea Jet оборудован дизельгенераторами и аккумуляторами для бесшумного хода во время акустических замеров, имеет два гребных электродвигателя. Скорость полного хода на дизелях 8 узлов, а на аккумуляторах 16. В качестве движителей в разный период проходили испытания сразу два разных винто-рулевых комплекса, сперва стояли маневренные и экономичные водометы AWJ-21 предназначенные для улучшения маневренности корабля на мелководье и улучшения акустической скрытности, а позже были установлены новейшие винторулевые колонки с электродвигателями на постоянных магнитах. RIMJET разработка General Dynamics Electric Boat, где использован погружной электродвигатель-винт со статором в кольцевой насадке и ротором размещенным на концах лопастей винта, по утверждению GD Electric Boat такой вариант обладает большим крутящим моментом на низких оборотах, лучшим КПД винта за счет небольшого сердечника, меньших размеров и массы всей колонки, высоким порогом кавитации за счет работы винта на низких оборотах и препятствию образованию вихревых потоков с помощью кольцевой насадки. Однако модель послужила не только для испытаний в области электродвижения, а и в измерении физических полей, для этого алюминиевая надстройка модели была заменена на надстройку аналогичную по форме и размерам, но из радиопоглощающих композитных материалов.
Корпус и общая компоновка.
В борьбе за снижение физических полей корабля американские инженеры сделали очень рискованный и решительный шаг. Своей формой корпуса корабль стал больше похож на дредноуты начала 20-го века, чем на современный корабль. Обратный завал бортов и форштевня следствие применения хорошо забытых технологий (wave-piercing) и (tumblehome) позволяющих корпусу корабля прорезать волну не всходя на нее, при этом корпус меньше подвержен килевой качке, что ставит меньшие ограничения в применении палубной авиации и вооружения в шторм. Надстройка и вертолетный ангар выполненные из композитных радиопоглощающих материалов и интегрированы с бортами корабля, все необходимые отверстия в корпусе и надстройке закрыты лацпортами, стволы двух 155мм и двух 57мм орудий выполнены убирающимися в башню. Стоит особенно отметить весьма интересное техническое решение расположения вертикальных пусковых установок МК-57VLS, на DD(X) они расположены четырьмя группами вдоль бортов в носовой и кормовой части корабля, таким образом, уменьшая уязвимость корабля за счет переноса основного боезапаса из центра к бортам. На корабле применена система из двух бортов, так называемая коффердама с внутренним узким водонепроницаемым отсеком, между которыми и расположены ТПК с боезапасом, этот отсек и служит защитой от попадания ПКР, при этом, скорее всего внешний и внутренний борт корабля выполнены бронированными, причем внутренний более сильно, это не позволит попавшей в борт ПКР пройти во внутренние обитаемые отсеки корабля, растратив всю энергию на пробитие наружного борта и пусковых установок с ТПК, в таком случае последствия подрыва своего боезапаса будут минимизированы. Благодаря переходу на полное электродвижение и переносу пусковых установок к бортам, удалось оптимально спланировать внутреннее пространство корабля, для обеспечения живучести энергетические отсеки разделены на два, основной и вспомогательный. Для снижения жизненного цикла, корабль изначально проектировался по программе «smart ship» (умный корабль), это позволило снизить численность экипажа до 142 человек, для сравнения на его предшественнике эсминце типа «Орле Берк» экипаж составлял в первой серии 303 человека и 382человека во второй серии.
Энергетическая установка.
Энергетическая установка корабля выполнена по принципу полного электродвижения integrated power system (IPS), в качестве основных источников энергии используются два газотурбогенератора с турбинами Rolls-Royce Mt-30 мощностью 36 мвт каждый и два вспомогательных газотурбогенератора Rolls-Royce RR-4500 по 4 мвт каждый. В качестве основных движителей применены два всережимным электродвигателя с передачей по коротким валам на винты. Суммарная мощность энергетической установки эсминца составляет 78 мвт, что позволяет кораблю водоизмещением 14564 тонны иметь скорость полного хода в 30+ узлов.
Вооружение.
Состав вооружения эсминцев DD(X) подобран исходя из новой тактики осуществления огневой поддержки десанта, поражения стратегических объектов и инфраструктуры противника (Land Attack Destroer). Главным калибром эсминца являются 20 универсальных вертикальных пусковых установок AVLS MK-57 расположенных как ранее и писалось вдоль бортов корабля, каждая из пусковых установок состоит из 4 стрельбовых ячеек и двух газоотводящих шахт, таким образом, корабль оборудован 80 стрельбовыми ячейками под ракеты разных типов, таких как зенитные Standart SM-3, Evolved Sea Sparrow ESSM и управляемые ракеты для атак наземных целей Advanced Land Attack Missile [ALAM] и новая тактическая ракета BGM-109 Tomahawk.Артиллерийское вооружение эсминца состоит из двух автоматических 155-мм орудий AGS (Advanced Gun System), с полным боезапасом 920 артиллерийских выстрелов и скорострельностью 10 выстрелов в минуту на каждое орудие и дальностью до 80 миль. Орудие может использовать как обычные баллистические снаряды с дальностью до 22 миль, так и управляемые с помощью GPS снаряды LRLAP и ХМ982 на максимальную дальность, управляемые снаряды будут храниться в специальных контейнерах по 8 выстрелов и автоматически подаваться из погреба на автомат заряжения.Кормовые углы корабля закрывают две 57-мм артиллерийские установки Мк110 Mod 0 установленные на крыше вертолетных ангаров. 57-мм установки используют универсальный боеприпас Мк 295, способный срабатывать в зависимости от типа выбранной цели. Максимальная дальность артиллерийской установки составляет 15 км и скорострельность 220 выстрелов в минуту.Ангар эсминца рассчитан на базирование двух вертолетов МН-60R, либо двух беспилотных летательных аппаратов вертикального взлета VTUAV и одного MH-60R. В качестве радиолокационного вооружения будет установлена новейшая РЛС с активной фазированной решеткой AN/SPY-3, которая должна совместить в себе сразу несколько РЛС от навигационной до РЛС управления огнем. В перспективе зарезервировано место и для многоцелевых безэкипажных боевых катеров «Protector» .
Перспектива. Как уже и было написано ранее, на момент разработки проекта DDG 1000 планировалось строительство достаточно крупной серии этих кораблей в 32 штуки, далее программа неоднократно корректировалась стоимость одного серийного корабля выросла с 750 млн. долларов до 2,2 - 2,7 млрд. долларов (по планам Пентагона, а всю серию было решено сократить сперва вдвое, затем до семи, наконец в августе 2008г . сенатор США от штата Мэн Сьюзан Коллинз на заседании Комитета по делам вооруженных сил сообщила, что командующий ВМС США Дональд Винтер поделился с ней решением о строительстве нового третьего корабля, хотя за месяц до этого сообщалось о достройки только первых двух заложенных кораблей. Так или иначе, но сейчас уже ясно, что проект намного опережает свое время, даже в финансово благополучной Америке его стоимость и необходимость вызывает массу споров. Фактически корабль рождается в эпоху, когда ему просто не будет соперников в обозримом бедующем. Для навязчивой идеи борьбы с терроризмом, он выглядит как непозволительная роскошь. В любом случае можно быть уверенным, что уже заложенные корабли будут достроены, Америка не привыкла бросать на ветер деньги своих налогоплательщиков, а значит, корабль бедующего мы скоро увидим, а правильность или неправильность вложенных в него решений, покажет время.
--------------
Эсминец DDG-1000 Zumwalt
Эскадренный миноносец класса Зумвальт разрабатывается для флота США как многоцелевой корабль основной задачей которого будут удары по наземным целям. Стоимость корпуса в начале работ оценивалась в сумму 1.4 млрд.$, сегодня идет разговор о 3.2 млрд. $, плюс стоимость жизненного цикла корабля - 4 млрд.$. Первоначальные планы флота включали в себя постройку 32 корпусов, позже - 24. Но из за высокой стоимости серию ограничили седьмым кораблем. На сегодняшний день профинансировано строительство двух единиц.
Начало программы, апрель 2002 года Закладка корабля, июнь 2007 года Вступление в строй, июнь 2012 года.
|
04.06.2010
------- ----- ------- |
|
|
18 октября 2009 года |